Кафедра теологии в Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ) открылась 12 лет назад. Ректор вуза профессор Михаил Стриханов посчитал, что физики-ядерщики должны получить не только специальное, но и богословское образование. Занятия были факультативными, никто их студентам не навязывал. Однако многие преподаватели МИФИ и его выпускники выступили тогда с резкими заявлениями, что теология в техническом университете дискредитирует вуз. А инициировал создание кафедры председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. С установкой, что введение богословия в программу МИФИ «обеспечит обучающимся всестороннее развитие». Священник заметил тогда, что в своей повседневной жизни «блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу и разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии». А кафедра теологии, по его мнению, будет способствовать развитию диалога между религией и естественнонаучным знанием. Митрополита Илариона сделали заведующим кафедры.
Богослов и философ Андрей Кураев сообщил на своей страничке в соцсети о закрытии кафедры теологии в МИФИ, приведя в доказательство расписание вуза, в котором нет занятий по данному предмету, и дополнив своей ремаркой: «Тамошние скучные и примитивные лекции митрополита Илариона оказались невостребованы».
«МК» побеседовал на эту тему с Андреем Кураевым:
– Вы написали, что лекции на них были скучными…
– К сожалению, в МИФИ было больше административного ресурса, нежели желания поделиться действительно чем-то интересным. Лекции митрополита были никакими, не университетского уровня. Занудными, недискуссионными. Но зато на лекции сгоняли студентов, что, естественно, потом их намертво отваживало от интереса к миру православной теологии. Это изначально была «пиар-спекуляция». У меня было там несколько лекций, еще до создания кафедры. Студенты там очень хорошие, это люди, которые уважают аргументы и знания. Если они видят, что у человека это есть, что человек готов к дискуссии, у него нормальные, научные аргументы, если он готов предложить интересные, даже необычные точки зрения, то они будут слушать и активно участвовать в разговоре. Это далеко «неспящая» аудитория. Но с ними надо разговаривать на их языке.
– В каких еще вузах есть подобные кафедры?
– В Высшей школе экономики преподают основы религии: Общецерковная аспирантура и докторантура, в Московском лингвистическом университете (бывший Мориса Тореза). Была кафедра в МИИТ, она закрыта. В МГУ на истфаке есть кафедра церковной истории. Очень важно понять, что эти кафедры не выпускающие, они не готовят богословов.
– Ваше отношение к преподаванию теологии в современных вузах?
– Здесь вопрос в качестве исполнения. Если говорить о европейском образовании, то европейские университеты начинались с теологии, а у нас сегодня это искусственно имплантируется. В случае с МИФИ это явно административный ресурс. Опять же, для того, чтобы теология была университетской, она должна быть независимой. И даже в российской империи преподаватели богословия и церковной истории в императорских университетах были более либеральны, более свободны, чем профессора духовных академий. Для того, чтобы преподаватель мог работать в университетской среде, он сам, во-первых, должен быть выпускником этого или другого элитного университета, и, во-вторых, независимым от церковного начальства, чтобы не оглядываться на актуальные мнения и «указивки». Он должен быть в штате университета и не зависеть даже денежно от церковного руководства.
Однако занятия по теологии в МИФИ мы все же отыскали. На корпоративном портале МИФИ значатся лекции и даты занятий: «Актуальные направления гуманитарных наук…(перечисление групп студентов), Шмалий В.В. Даты –07.09.2020 – 23.11.2020».
Проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры РПЦ, протоиерей Владимир Шмалий, преподаватель кафедры теологии в МИФИ, сообщил «МК», что занятия на ней продолжаются:
– Кафедра не закрыта, я преподавал на ней и преподаю. Все работает. Занятия проходят дистанционно, как и на большинстве кафедр. В дистанционном формате они начались с февраля. У меня пять учебных дней в неделю. Предполагалось, что будет одно занятие в неделю не дистанционно, но потом все же оставили удаленный формат.