По экспертным оценкам, обладателей такого генотипа в европейской популяции около 16% от общего количества жителей.
В публикации Nature отмечается, что ученые обнаружили участки генов, которые могут определять более высокий риск развития острого респираторного синдрома и цитокинового шторма у пациентов с COVID-19. С высокой долей вероятности эти участки являются частью унаследованного людьми гена неандертальцев.
Частота, с которой встречаются такие участки, сильно варьируется в зависимости от региона: в Африке и Восточной Азии она близка к нулю, в Европе составляет 8%, в Южной Азии — 30%., рекорд же держит Бангладеш (в 63% случаев).
Кстати, недавно одно исследование британских ученых показало, что у проживающих в Бангладеш риск умереть от последствий заражения коронавирусом вдвое выше, чем у всего остального населения планеты в целом. "В условиях нынешней пандемии гаплотип генов неандертальцев имеет трагические последствия», - приходят к выводу ученые.
В свое время проводился анализ распределения фрагментов ДНК неандертальцев в геноме среднестатистического европейца и уроженца Восточной Азии. Сегодня предполагается, что несколько десятков тысяч лет назад неандертальцы скрещивались с людьми, подобными нынешним, трижды. Первый раз – около 60 тысяч лет назад, после выхода людей из Африки, затем – после их распределения по Европе и Азии. Поэтому в геноме большинства из нас можно найти незначительные фрагменты неандертальской ДНК.
Кстати, это уже не первая работа, показывающая "вклад" именно наследия неандертальских предков в развитие нынешней пандемии. О том, какие еще сюрпризы может преподнести нам эта далекая связь с предками, обозревателю "МК" рассказал генетик, биоинформатик Дмитрий Никогосов:
- ДНК неандертальца так или иначе есть в геноме людей, предки которых спаривались с неандертальцами, жившими на материке Евразия. Эти два близких подвида людей смогли давать фертильное (способное в дальнейшем размножаться) потомство.
Иными словами, почти у всех нас есть часть генома неандертальца, кроме потомков людей, которые никогда не выходили из Африки. Однако, исходя из того, что в Африку много раз за историю человечества, в том числе неописанную, приходили люди из Евразии, в Африке достаточно мало людей, у которых вообще отсутствуют фрагменты ДНК неандертальцев. Так что в целом в геноме современного человека они присутствуют, но в очень небольшом количестве.
- Ученые пришли к выводу, что люди с участками генов неандертальцев склонны к более тяжелому течению COVID-19. Получается, таких большинство?
- Не совсем так. В новой работе были обнаружены определенные генетические особенности тех, у кого заболевание коронавирусом протекало в тяжелой форме. После чего эти участки генома с особенностями были проанализированы, и выяснилось, что когда-то давно они были унаследованы от неандертальцев. Но это вовсе не значит, что у других людей нет этих участков генома.
- Чем практически важна эта работа?
- Важно, что это уже не первое исследование, которое показывает, что именно эти участки генома связаны с тяжелым течением COVID-19. Это подтвердили несколько независимых групп исследователей.
До этого были сообщения о других областях ДНК, связанных с тяжестью COVID-19, но их результаты, увы, не воспроизвелись. Сегодня мы получили качественные и полные данные. Удалось найти достоверно именно те участки генома, которые определяют высокий риск развития болезни. Это дает классный инструмент на будущее: гены пациента, заразившегося SARSCoV2, можно будет исследовать, чтобы понять, заболеет он тяжело или нет. В этом случае можно будет заранее начинать терапию для предотвращения осложнений.
- Сегодня такие тесты доступны?
- Генетическое тестирование позволяет выделить эти участки. Однако сегодня у разных тестов разный состав маркеров, которые учитываются в исследовании, поэтому интересуемый участок может стать его объектом, а, может, и нет. Самый хороший способ получить информацию об этом участке – провести полное геномное секвенирование. Этот анализ прочитывает ваш геном по всей длине, на 95%. Поэтому с очень большой вероятностью участки ДНК, связанные с тяжестью течения COVID-19, попадут в подобное исследование. А люди, которые уже когда-то сделали генетические тесты, могут спросить в лаборатории, где их делали, есть ли в них те участки ДНК, которые связаны с тяжестью течения COVID-19 и достались нам от неандертальцев.
- С чем еще сегодня ассоциированы участки генов неандертальцев?
- До недавнего времени считалось, что рыжий цвет волос достался людям от неандертальцев - якобы все они были рыжими, а все африканцы черноволосыми. Есть определенные участки генома, доставшиеся нам от неандертальцев, повышающие риск развития сахарного диабета. Однако это не значит, что у всех современных людей диабет вызван именно этой частью генома – есть и другие, совершенно не связанные с неандертальцами.
ДНК неандертальца cоставляет от нашего генома очень небольшую долю. Однако влияет на некоторые признаки и показатели здоровья. Например, кроме риска развития диабета, с участками таких генов связывают склонность к более интенсивному волосяному покрову на спине, повышенный риск высокого уровня холестерина, волчанки и болезни Крона...
Как рассказал "МК" доцент кафедры детских инфекционных болезней ПФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Иван Коновалов, иногда знания о повышенном риске тех или иных заболеваний в связи с особенностями генома могут иметь неприятные последствия: "Наш геном имеет некий набор отдельных маркеров, которые выделяют все годы, прошедшие после начала проекта "Геном человека". Другое дело, что, помимо самих кодирующих последовательностей ДНК, есть большое количество регуляторных, которые учесть нереально. И они значимо влияют на геном.
Да, есть понятие наследственности, а есть аномалии, когда экспрессии разных генетических последовательностей проходят по-разному. Поэтому ряд людей может заболеть, а другие - иметь предрасположенности к заболеваниям или их тяжелому течению. И иногда дополнительная информация создает условия для психиатрических состояний. После истории Анджелины Джоли многие пошли делать мастэктомию, хотя у них риск развития болезни был существенно ниже. Порой такие знания становятся тяжелым испытанием для человека, которое может формировать тяжелые депрессивные расстройства. А ковидофобий, как и онкофобий, у нас сегодня более чем достаточно".