На 5 октября в городе зафиксировано более 307 тысяч случаев новой коронавирусной инфекции, однако более 253 тысяч пациентов выздоровело. Прирост инфицированных, по данным на 5 октября, составил 3537 случаев.
Новый стандарт лечения коронавируса в столице принял клинический комитет. В стандарте отражено «использование новых противовирусных препаратов, антикоагулянтов, препаратов, применяемых при цитокиновом шторме, а также технологий гелия, плазмы переболевших и барокамер». А тактику лечения конкретного пациента в каждом случае будут выбирать врачи — в зависимости от тяжести его состояния и особенностей протекания заболевания.
Так, на первой стадии (от трех до семи суток) больным будут давать противовирусные; на второй (больше семи дней) — лечебные дозы противотромботических средств, а на третьей (больше 15 дней) к антикоагулянтам добавят антибиотики, глюкокортикоиды и антиагреганты (ради предотвращения осложнений). Среднетяжелым и тяжелым больным могут прописать переливание донорской плазмы. Эти схемы уже давно практикуются в московских стационарах и показывают хорошие результаты.
Тем временем несколько подробных протоколов для профилактики и лечения различных форм новой коронавирусной инфекции утвердила Американская медицинская школа Восточной Вирджинии. Например, для профилактики и смягчения последствий COVID-19 рекомендуется принимать небольшие дозы мелатонина на ночь, витамин D3, витамин C и кверцетин, цинк 50-75 мг/сут. и фамотидин.
Больным с симптомами COVID-19, которые лечатся дома (на время острой симптоматики) американские врачи рекомендуют принимать витамин C и кверцетин, цинк, мелатонин, витамин D3, при отсутствии противопоказаний — ацетилсалициловую кислоту — как противовоспалительное, антитромботическое и противовирусное. Дополнительно рекомендуются этилэйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислота и интерферон (назальный спрей или ингаляции). Пациентам на дому также рекомендуют мониторинг с помощью домашней пульсоксиметрии (измерять уровень той самой сатурации).
Легких пациентов в стационарах лечат повышенными дозами витамина C, кверцетином, цинком, мелатонином, витамином D3, кальцифедиолом. Кроме того, им обязательно дают тромболитик эноксапарин, стероидные гормоны (метилпреднизолон) и интерферон. Подчеркивается, что назначение противовирусных средств при этом не обязательно: эффективность ни одного из них не установлена.
На случай цитокинового шторма рекомендованы ударные дозы метилпреднизолона, внутривенное введение витамина С, антикоагулянты, все вышеперечисленные витамины, а также тиамин, магний и статины. Популярный у нас антибиотик азитромицин американцы при COVID назначать строго не рекомендуют: по последней информации, таким больным он не приносит пользы.
Кроме того, некоторым пациентам может быть назначен плазмообмен. Назначение ингибиторов интерлейкина-6 в США относят к разряду «спасательные процедуры с недоказанной пользой».
На днях в Сети были выложены назначения, выписанные лечащим врачом Дональду Трампу. Американскому президенту прописали цинк, витамин D, фамотидин (антигистаминный и антихеликобактерный препарат), мелатонин и ацетилсалициловую кислоту, которую Трамп принимает ежедневно в постоянном режиме. Лечащий врач также сообщил, что президент получил дозу экспериментального коктейля поликлональных антител. Несмотря на наличие у Трампа тревожных симптомов (повышенная температура в диапазоне 37,5–38,3°C, кашель, слабость), в назначениях нет ни одного из «спасительных чудо-препаратов», применяемых в России.
Впрочем, доцент кафедры детских инфекционных болезней ПФ РНИМУ им. Н.И.Пирогова Иван Коновалов подчеркивает, что если препарат не обладает доказанным эффектом, это не значит, что он не помогает, — просто мы не знаем, почему это так и у кого это не так: «И если нет доказательной базы, это не значит, что нет и эффекта. Именно в рамках экспериментальной терапии и нарабатывается материал, насколько эффективны подобные стратегии. И назначаются эти препараты, как правило, лицам со среднетяжелой формой болезни. У тяжелых пациентов лечение применяется совсем другое — уже патогенетическое, в зависимости от развивающихся осложнений: используют и антикоагулянты, и гормоны, и антибиотики, и блокаторы интерлейкинов. Но людей с минимальными поражениями в большинстве стран ничем не лечат, в том числе из-за экономической составляющей вопроса».