Мы поговорили с адвокатом правозащитной организации «Агора» Евгений Губин, который был защитником Ирины Славиной по многим ее прежним делам.
— За последний год на Ирину свалился просто вал административных дел: и по участию в деятельности нежелательной организации, и по фейковым новостям, и по несогласованному шествию памяти Бориса Немцова, — говорит Евгений Губин. — Ее постоянно вызывали в полицию, в суды. Требовали объяснений, составляли протоколы, выносили решения. За Ириной в Сети пристально следили.
Все административные дела были возбуждены по рапортам оперативников Центра «Э» - противодействия экстремизму. Административные штрафы при этом были достаточно серьезные, и по 60, по 70 тысяч рублей. За последний год их было очень много. В то время, как Ирина жила небогато. У нее, насколько я знаю, не было денег на оплату этих штрафов.
А тут к ней нагрянули с обыском по уголовному делу по статье об осуществлении деятельности нежелательной организации, которое возбудили против Михаила Иосилевича. Ворвались 12 человек: сотрудники СКР, полиции, СОБР, понятые. Изъяли телефоны, ноутбуки.
— Есть статья «Доведение до самоубийства». Как думаете, будет проведено серьезное расследование по поводу ее смерти?
— Проводится доследственная проверка. Будут ли заниматься серьезно расследованием — это вопрос к правоохранителям.
— Вы много общались с Ириной. Она способна была на спонтанные поступки?
— Ирина была импульсивным человеком. Видимо, все это копилось, а последней каплей стал обыск и изъятие всей электронной техники.
Судя по ленте Ирины Славиной в Фейсбуке, она еще год назад высказывала мысли об уходе из жизни. Ее убеждали, что сейчас не война, а она не Гастелло.
Славина тогда возразила: «А мне кажется, что война».
— Не смотря на ее посты, а сейчас кто-то поднял ее записи также и за 2015 год, никто те слова Ирины всерьез не воспринимал, — говорит Евгений Губин. — Для меня, как я думаю, и для всех, случившееся стало шоком, полной неожиданностью. Никто не мог предположить, что она может решиться на такой шаг.
— К психологам Ирина не обращалась?
— Насколько я знаю, нет. В подавленном состоянии она не была.
— То есть загадки и загадки...
— Для меня здесь нет загадки. Просто довели человека.
Друзья говорят, что Ирина Славина не боялась никого и ничего. Она очень многим помогала, но никогда это не офишировала.
Руфина Клишковская на своей странице в соцсети рассказала, что Ирину прессовали, резали шины, штрафовали, в том числе за то, что в день гибели Немцова прошла по главной улице города с его портретом, на нее было открыто дело за фейки о коронавирусе. «Совсем недавно она заказала мне картину. Она просила нарисовать козу, много-много собак. Что она капитанская дочка, жена и сестра капитанов. Она ни слова не сказала, что она борец. А я зачем-то нарисовала здание суда...»
Читайте материал "Самоубийство Ирины Славиной: "Кувалд хватит на всех"