Профессиональный дефицит – это то, чего мы все немного боимся. Сейчас любой первоклассник сможет рассказать взрослому, как быстро искать информацию и ориентироваться в Интернете. Молодежь настолько подкована в вопросах настройки гаджетов, что педагогу важно и нужно вникать в разные аспекты современных технологий. Но, к счастью, сейчас есть возможность приобретать знания не в хаотичном порядке, а целенаправленно, посредством курсов, видеоуроков и других способов самообразования. Современный педагог, знакомясь с цифровыми технологиями, имеет возможность консультироваться с наставниками и преподавателями в своей собственной образовательной среде, и здесь мы решили собрать воедино характеристики современного учителя, чтобы сразу стало ясно, какими компетенциями ему необходимо обладать.
-- Высокий уровень эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект – модное на сегодняшний день понятие. Он представляет собой совокупность навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
-- Умение эффективно выстраивать коммуникацию.
«Вот задание – решайте». Такая фраза от учителя приветствуется меньше всего. Абсолютно неважно, в классе проходит занятие или по видеосвязи, – самое главное, чтобы между учителем и учениками состоялся диалог, возникло понимание, и дебаты в разумных пределах здесь тоже приветствуются.
-- Знание методик обучения одаренных детей.
Дать школьнику больше, чем предлагает школьная программа, вполне возможно, если современный учитель владеет соответствующими навыками. Расширять горизонты особенно удобно во внеурочное время посредством предлагаемых инструментов и ступеней к углубленному освоению знаний.
-- Применение эффективных технологий оценки знаний.
У каждого учителя должна быть своя система оценки и мотиваций, которая включает в себя разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
-- Использование внешнего фокуса.
Иначе такой подход к обучению можно назвать концепцией «перевернутого класса», когда традиционное обучение время от времени происходит вне учебного заведения, а «домашнее задание» выполняется в классе, во время занятия или онлайн-урока. В этой модели прямые инструкции показываются по видео (или другим способом) перед уроками, освобождая время во время занятия для действий, которые позволяют глубже исследовать и изучить контент.
-- Быть посредником, который обеспечивает групповую коммуникацию.
Групповые задания и групповые проекты – обязательное условие образовательного процесса на сегодняшний день. Командная работа крайне важна для формирования навыков успешных специалистов. И в современных интернет-приложениях проводить ее стало гораздо удобнее.
-- Знание методик обучения детей в инклюзивном классе.
Такая возможность уже есть, в частности, в инструментах Microsoft Teams – и ее остается расширять, когда на уроке присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Они подключаются к сервису и выполняют все те же задания, что и остальные ученики в классе. Однако такие школьники могут требовать отдельного внимания, и с ними возможны индивидуальные занятия, в рамках которых преподавателям нужна специальная подготовка. Сегодняшний мир формируется стремительными технологическими изменениями. Но поскольку будущее создается уже сегодня, именно преподаватель, который проводит с ребенком большую часть времени в течение дня, должен дать ученику те базовые навыки и знания, которые пригодятся ему в будущем.
Итак, подытожим. В современной школе перед педагогом стоит задача развить у ребенка как минимум четыре базовые компетенции, их еще называют 4 К:
-- креативность;
-- критическое мышление;
-- коммуникация;
-- кооперация.
Все эти составляющие должны помочь школьнику стать успешным специалистом в будущем, какую бы профессиональную сферу он ни выбрал. И во многом здесь помогут современные технологии Microsoft 365.
6+