Врачебная ошибка
Владимир с популярной нынче фамилией Ефремов родился 48 лет назад в Черкесске. Некоторые недостатки слуха малыша заметили сразу, но тем не менее в младенчестве он еще худо-бедно, но мог слышать. Кстати, проблема была семейная, у его братьев аналогичные недуги. В два года маленькому Вове сделали прививку. По его словам, врачи при этом совершили какую-то ошибку, подробности которой он не знает, и в итоге ребенок полностью оглох.
Теперь Владимир слышит только определенные, очень специфичные звуки: свист, звон колокольчика. Остальное же просто «чувствует» по вибрациям. Язык жестов стал для него основным способом коммуникации с миром, но при этом мужчина неплохо читает и по губам, так как в детстве в деревне все его друзья были здоровыми детьми. Поэтому приходилось как-то ориентироваться на них.
Несмотря на проблемы со слухом, мальчик не закрылся от мира. Большие амбиции у Владимира были всегда, и даже в совсем юном возрасте он уже мечтал стать директором. Поэтому, когда стал постарше, быстро уехал из отчего дома и направился покорять Европу.
Из Европы в Москву через Челябинск
Чуть больше 20 лет назад существовала компания, которая нанимала глухих из России для продажи сувениров в странах Европы. Эта схема существует и сейчас, ее можно наблюдать в электричках, только уже в Подмосковье. Заходит человек, раскладывает какую-то мелочовку с карточками, а потом собирает все обратно. На карточке обычно текст, из которого следует, что молчаливый продавец глухонемой и таким образом зарабатывает на жизнь.
Этим и занимался Владимир. Карточки на разных языках ему выдавал работодатель, а знать диалект конкретной страны было и не нужно — язык жестов ведь везде один и тот же! В итоге все полученные деньги тратились на прогулки и проезд в другую страну. Зато таким образом Владимиру удалось объездить Германию, Швейцарию, Францию... В одной из таких поездок он познакомился со своей будущей женой Татьяной. Она слышит, хотя и плохо, но вполне ясно говорит.
В конце концов фирма закрылась и, накатавшись по миру, Владимир приехал к своей девушке в Челябинск, где создал успешный строительный бизнес и осуществил детскую мечту — стать директором. Но «дорога звала в путь», и молодое семейство решило перебраться в столицу. Владимир продал свой бизнес и купил в Москве комнату в коммуналке, но зато в самом центре города, в старинном доме в Сеченовском переулке.
Москва слезам не верит
Столица неласково встретила новоиспеченное семейство. Владимир долго искал работу в строительной сфере, но получалось, что предлагали должности только уровня прораба. Тем временем Татьяна убиралась в домах богатых жителей мегаполиса, пока не узнала, что ждет ребенка. В это время супруг успел напороться на мошенников и заново устроиться директором в коммерческую фирму. Но в 2008 году грянул кризис и компания развалилась.
Тем не менее мужчина и не думал сдаваться. Он устроился делать ремонты, но вскоре получил аллергию на краски. В итоге после всех мытарств знакомый предложил ему устроиться извозчиком. Как говорит Владимир, изначально руководитель фирмы был не в восторге от такого рекрута. Но согласился. Так Владимир стал одним из первых глухонемых водителей такси в столице.
Клиенты стали добрее
Сейчас, как шутит сам Владимир, он уже ветеран извозчичьего труда. В такси 11 лет! Раньше, до возникновения приложений, работа была более тяжелой. По словам Владимира, в России большинство клиентов не уважают глухих. Бывает даже, садятся в машину и потом выходят, отменяют заказ. Раньше было такое практически постоянно. Сейчас в Москве много глухих водителей — в отличие от регионов, где к этому до сих пор относятся дико. А жители столицы знают, что отказываться от Ефремова бессмысленно — ведь следующим тоже может приехать глухой шофер.
Бывало, люди, воспользовавшись ситуацией, сбегали, не оставляя денег. Конфликтов было много, иногда с пьяными доходило до драки. Иногда Володя возвращался домой весь в крови. Но работал много, практически на износ, иногда не замечая, как прошла целая ночь.
Сейчас же и на машине есть специальный предупреждающий знак — желтый круг с тремя белыми внутри, и, если нужно что-то сказать пассажиру, можно написать в чат. А с навигатором вообще стало значительно проще.
— Бывает, клиенты так много говорят, что даже лучше не слышать, — шутит Владимир. — Понимаешь чуть-чуть, на интуиции киваешь или как-то реагируешь, но сам разговор от дороги ничуть не отвлекает, так как все равно не слышу. Один случай помню как сейчас. Очередной заказ, садится на переднее сиденье мужчина пожилой, на вид интеллигентный, в очках с большими линзами, из-за этого глаза кажутся огромными, в руках два больших пакета с продуктами. Мужчина был слегка выпивший и крайне разговорчивый! Он постоянно поворачивал лицо в мою сторону и дышал мне прямо в ухо, все время что-то болтая! Я решился написать ему записку, что, мол, ничего не слышу и ничего не понимаю. Мужчина прочитал, но не обратил внимания, а дальше продолжал что-то рассказывать! Так ярко и красочно, что уже начал махать руками, от чего содержимое пакетов стало вываливаться. Я решил написать записку, но уже большими буквами. Но и в этот раз мужчина не сдавался, а только стал орать еще громче и размахивать руками еще сильнее, видимо, пытаясь донести до меня суть своей пламенной речи! Дорога показалась мне бесконечной. В итоге мужчина вышел из машины и с такой силой закрыл дверь, что не удержался и вместе с пакетами плюхнулся прямо в лужу. Видимо, он был очень раздосадован тем, что я плохой слушатель.
Чувствовать музыку
Одна из частых причин конфликтов, с которыми сталкивается Владимир, это, как ни странно, музыка! В салоне у мужчины постоянно что-то играет, но так как он ее не слышит, а чувствует, то играет всегда очень громко. Мужчина признается, что очень любит музыку, хотел бы различать все инструменты, знать разницу в стилях, узнавать исполнителей по голосам. Он часто слушает рок и современные танцевальные направления, так как они чувствуются лучше из-за басов.
— Если бы мне вернули слух, я бы вернул бизнес, — говорит Владимир. — А еще поехал бы слушать море. Слуха очень не хватает. Во сне часто вижу ангелов и с ними могу разговаривать и слышать, а просыпаюсь все так же глухим. Но сейчас, с теми условиями, что дает мне жизнь, другую работу я бы не хотел. Мне нравится свободный график и то, что здесь неплохо платят. Я могу вставать, когда хочу; если захочу прогулять сегодня — просто не выйду. Есть в такси какая-то независимость.