Нарушения караются немалыми штрафами. Граждане жили надеждой, что ограничения снимут в сентябре. Но премьер штата не только не смягчил меры, но и пообещал, что к нормальной жизни австралийцы не вернутся даже к Рождеству. Все это вызвало волну протестов и столкновений с полицией.
21-летняя россиянка Анна переехала в Австралию из Иркутска, почти три года она учится в Мельбурне в Университете. Студентка рассказала «МК», что обстановка в городе накаленная, власти жестко реагируют на несогласных, а сами граждане сдают в полицию тех, кто не соблюдает правила.
- Анна, с чего началось пришествие коронавируса в Мельбурн?
- Мне кажется, у нас началась паника чуть ли не раньше всех, потому что Китай близко, китайских студентов и просто китайцев в городе очень много. В конце января я вернулась в Мельбурн из России с летних каникул - они у нас с декабря по февраль. Когда я прилетела, люди уже начали скупать туалетную бумагу, макароны, консервы, мясо. Это длилось, наверное, месяца полтора. В магазинах были пустые витрины, начался дефицит. Даже ввели часы посещения магазинов только для старичков, с 6 до 8 утра, чтобы они успевали купить себе хоть что-то.
- Вас, студентов, отправили на дистанционное обучение?
- Да, учебный год в Австралии начинается в марте, но большинство вузов его просто не начали, а перешли на онлайн. Мой университет среагировал поздно, поэтому мы еще месяц учились как обычно. В итоге, когда всех официально закрыли на карантин, это было в середине марта, мы резко перешли на онлайн.
В Австралии карантин разделен на четыре степени. В марте ввели сразу третью степень — это когда закрыты магазины, рестораны работают на вынос, кто может, работает из дома, и все учатся онлайн. На улицу выходить можно, но максимум вдвоем: группами больше двух человек собираться запрещено.
Из дома можно было выходить по четырем причинам: для занятий спортом; для посещения кого-то, кому нужна помощь, например, больной родственник; для посещения партнера (парня или девушки); для похода в магазин.
- Насколько австралийцы соблюдали правила?
- Австралийцы в принципе законопослушные, но бывают исключения. Например, в гости ходить запрещалось, но люди нарушали, собирались дома. Я сама нарушала карантин: ко мне постоянно приходили друзья. По выходным мы собирались по 4-5 человек. Но при этом у меня есть друзья, которые решили, что будут подчиняться запретам, и не высовывались из дома, даже на улицу не ходили. Потом им было очень сложно восстанавливаться, потому что сидеть дома очень тяжело. Некоторые даже не выходили в парк — хотя прогулки в парке никто не запрещал. И они очень порицали тех, кто нарушает карантин.
В целом все было не так строго. Полиции на улицах особо не было — но она дежурила на границах, отлавливали и штрафовали людей, которые пытались уехать в свои деревни, загородные дома. Кстати, маски нас носить не заставляли. Так мы прожили с 18 марта до середины июня.
Кстати, я сама переболела коронавирусом. В январе я возвращалась с каникул через Гонконг и через неделю после этого легла с температурой 39, с ужасным кашлем и отсутствием вкуса. Но тогда в Австралии не брали анализы у тех, кто летел через Гонконг, потому что это не главная земля Китая. Так что в феврале я и все мои друзья переболели чем-то с одинаковыми симптомами.
- Когда ограничения ослабили?
- В середине июня нас перевели на карантин второй степени. Сначала открылись кафе, куда пускали по 20-30 человек. Нам разрешили путешествовать, ездить в горы, ходить в походы, собирать гостей до 15 человек. С 1 июля открылись спортзалы, магазины одежды, торговые центры. В общем, началась почти нормальная жизнь, которая продлилась до середины июля.
А в середине июля началась вторая волна - случился всплеск заражений коронавирусом в социальном жилье. Это огромные высотки, в которых живет три тысячи человек — не совсем благополучные люди, беженцы, люди с низким достатком... И все они начали болеть. Их дома оцепила полиция, жителям запретили выходить на улицу вообще, даже в магазины. Они очень возмущались, потому что им привозили какую-то еду, но это было не то, что нужно, не привозили, например, подгузники детям...
Мы же продолжали жить нормально, но количество заболевших все повышалось. А 17 июля зафиксировали самое большое количество случаев - 430. И нас решили закрыть на карантин четвертой степени, самый строгий. Власти ввели режим чрезвычайной ситуации в штате Виктория.
- Как теперь стала выглядеть ваша жизнь?
- Сначала нас обязали носить маски. За их отсутствие в общественном месте штраф 200 долларов. Сейчас у нас носят маски абсолютно все. Причем австралийцы настолько законопослушные, что они задают вопросы из серии: «Если я еду с семьей в машине, нам обязательно носить маску?» «А если я нахожусь в своем саду, мне маску надо надевать?»
У людей резко появился страх. Если в супермаркете ты не прикроешь маской нос, к тебе может подойти человек, просто прохожий, и агрессивно сказать: «Надень маску нормально!» Или, например, я ем в кафе, ко мне подходит какой-то дедушка и требует, чтобы я надела маску. Люди начали психовать, потому они подумали, что пандемия началась из-за тех, кто не носит маски.
Нам ввели комендантский час: с 8 вечера до 5 утра нельзя выходить на улицу. В любое время нельзя ездить в гости, нельзя отходить от дома дальше, чем на 5 километров, нельзя даже вдвоем собираться для занятий спортом. Закрыли все магазины, кроме супермаркетов, алкомаркетов и аптек.
- Как австралийцы отреагировали на ужесточение?
- Люди, конечно, расстроились, многие начали проявлять агрессию друг к другу. Я уже упоминала, что ко мне приходили девочки в гости, я живу одна, и мне было тяжело со всем этим справляться. А официально можно ходить в гости, только если вы партнеры.
Ко мне приехала подруга и парень. Соседи увидели это и подбросили мне в ящик записку. «Если вы еще раз нарушите правила, мы вызовем полицию, и вам будет штраф 2000 долларов. Даже не смейте их нарушать!» Это записка меня напугала.
Люди стали намного злее, думаю, это все из-за усталости. И полиция действительно штрафует людей. Если соседи вызовут полицию, когда у тебя в гостях пять человек, они приедут и оштрафуют каждого. И на улицах людей тоже отлавливают.
- Такие жесткие правила действуют только в вашем штате?
- Да, остальная Австралия живет абсолютно нормальной жизнью. Открылись даже некоторые университеты - для таких специальностей, кто не может учиться онлайн: врачи, архитекторы. Открыты бары, кафе. Единственное что закрыто везде — это ночные клубы. Между остальными штатами разрешено путешествовать.
А наш штат как прокаженный, из него никак нельзя ни выехать, въехать без серьезных причин. Только если ты купил дом в другом штате и переезжаешь, или если тебе нужна срочная операция. Можно выехать по работе, например, если устроился на ферму или какое-то производство. Других причин нет. Просто не выпустят, еще на границе оштрафуют. Все серьезно.
- Государство оказывает экономическую поддержку австралийцам? Иностранные студенты могут рассчитывать на помощь?
- Своих граждан государство поддерживает замечательно. Выплачивается по 700 австралийских долларов в неделю всем, у кого стало меньше работы или кто ее потерял. Осуществляются выплаты малому бизнесу, кофейням, в частности.
К иностранным студентам сначала они отнеслись хуже, чем к остальным. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон в начале марта даже сказал: «Иностранные студенты, которые потеряли работу и не могут себя финансово обеспечивать, - уезжайте домой!» Люди начали возмущаться его словами в соцсетях. Потому что студенты приносят Австралии большую прибыль; третья статья прибыли в стране — это образование.
Позже премьер-министр даже принес извинения. И иностранным студентам начали выплачивать гранты. Сначала сами университеты, это были гранты на технику — например, ноутбуки, чтобы учиться, и гранты на работу, если ты ее потерял. Я не смогла получить поддержку, так как до пандемии неофициально работала бариста в кафе. В апреле гостей почти не было, и собственник кофейни решил, что он будет работать сам, а меня попросил больше не выходить. Позже и государство выделило грант для иностранных студентов, потерявших работу. Но поддерживать нас начали только после недовольства и возмущения людей.
Что касается платы за квартиру, я сама написала арендодателю, что потеряла работу и что моя семья в России тоже пострадала от пандемии, Мне снизили аренду, правда несущественно, на 200 долларов в месяц. Но это лучше, чем ничего
- Вам удалось найти новую работу?
- Я не работала с марта по май. Когда в июне карантин смягчили, я стала вести инстаграм для кофейни. И проработала два месяца. Сейчас, когда строгий карантин, мне не разрешено ездить в кафе и фотографировать. Потому что творческие профессии, такие, как фотографы, не считаются профессиями первой необходимости. Мы должны сидеть дома.
***
- Что происходит с заболеваемостью, есть новые вспышки?
- Сейчас эпидемия идет по домам престарелых, умирают в основном люди в возрасте за 90 лет. В новостях это подается очень пафосно: «Сегодня мы потеряли еще одного австралийца в его девяносто два». Нагнетают и пугают народ. Конечно, жаль, что умирают старички. Но даже сами австралийские врачи говорят, что на самом деле непонятно, от чего конкретно умер человек в 90 лет.
- За эти месяцы карантина отношение людей к коронавирусу и защитным мерам изменилось?
- Да, конечно, люди очень устали. Они злятся на правительства, многие считают, что это такой же вирус, как грипп или туберкулез. Плюс ко всему очень много людей потеряло работу, например, бизнесмены из клубного сектора, кто-то из этой сферы покончил с собой. Люди в депрессии, начался огромный всплеск психических заболеваний, причем среди молодежи. У меня есть знакомая, у которой жених попал в психиатрическую больницу. Люди в прямом смысле сейчас сходят с ума, потому что с марта до сентября сидеть дома тяжело. Работы нет, общения с друзьями нет, никакой определенности нет.
- Люди выражают несогласие?
- Ассоциация врачей Виктории написала открытое письмо премьеру штата Дэну Эндрюсу. Они считают, что карантинные меры имеют намного более опасные последствия, чем сам коронавирус. Врачи заявили, что у них есть места в больницах, и они готовы лечить больных коронавирусом, но нужно выпускать людей из дома. Потому что то, что происходит сейчас, очень плохо повлияет как на экономику, так и на здоровье викторианцев.
Но премьер проигнорировал открытое письмо. 13 сентября у нас должны были снять карантин четвертой степени - его ввели 17 июля на шесть недель. Но в итоге 7 сентября премьер вышел в эфир с объявлением, что карантин не снимается, а продлевается до конца октября. Да и с конца октября можно ожидать только снижения степени защитных мер, возможно, введут третью степень. Он сказал, что к нормальной жизни даже к Рождеству никто не вернется!
- Это вызвало волну протестов?
- Да, люди в панике, люди злятся, поэтому выходят на митинги. Митинги жестко подавляются, участников арестовывают. Премьер назвал тех, кто в них участвует, глупыми эгоистичными людьми. По соцсетям разошлось видео, как полиция арестовывает беременную женщину - пришли к ней домой и заковали в наручники. Она просила отпустить ее на запланированное УЗИ, но ей отказали со словами, что она подвергает опасности все население штата Виктория. (Речь идет о 28-летней Зои Бюлер. Женщина опубликовала пост в фейсбуке, в котором призывала жителей штата Виктория участвовать в протестах против изоляции на фоне пандемии. Ее обвинили в подстрекательстве и арестовали, из дома конфисковали компьютеры и мобильные устройства. Видео задержания снял партнер Зои, - Авт).
В общем, никакой демократии в этом плане здесь нет. Власти не прислушиваются ни к врачам, ни к обычным гражданам. Весну австралийцы встречают с подавленным настроением. Всем очень тяжело без общения, без работы, без друзей, без привычных развлечений. А совсем скоро, в конце октября, наступит жара, и сидеть дома станет намного тяжелее.