Развеян один из главных мифов СССР

Никакого «пролетарского интернационализма» не было

Вся история СССР — это история уродливостей и деформаций в межнациональных взаимоотношениях.

Никакого интернационализма в СССР не было, а были по факту русофобия, антисемитизм и ксенофобия. Причем речь идет не только о бытовом уровне: в разные исторические периоды существования СССР те или иные ксенофобские направления приобретали характер государственной политики.

Никакого «пролетарского интернационализма» не было

тестовый баннер под заглавное изображение

Сегодня мало кто, кроме профессиональных историков, знает, что в СССР было такое явление, как украинизация — энергичная, иногда даже насильственная и агрессивная политика внедрения украинского языка и украинской культуры, которую проводили коммунисты в ряде регионов СССР в период с 1920 по 1932 год. Заметим: украинизация проводилась не только на территории Украинской ССР, но и во многих областях РСФСР (т.е. нынешней Российской Федерации) — там, где проживало много украинцев. Это Кубань, Ростовская область, Ставропольский край, части Северного Кавказа, Курской и Воронежской областей и даже Казахстана, который тогда входил в состав РСФСР.

При этом ущемлялись интересы носителей других языков, т.к. зачастую украиноязычные школы открывались за счет закрытия школ национальных меньшинств Украины — русских, поляков, немцев и т.д. Такое происходило не только на Украине: к примеру, почти все школы Федоровского района Кустанайского округа (Казахстан) в 1930–1932 гг. были переведены на украинский язык, а сама украинизация в районе была закреплена за Харьковским обкомом партии. Просто представьте себе: где Кустанай и где Харьков!

Важно отметить, что украинизация проводилась не сама по себе, а была частью политики коренизации — создания национально-территориальных автономий, управляемых национальными кадрами, внедрения языков национальных меньшинств в делопроизводство, образование, СМИ.

Смысл и цель этой политики — это, во-первых, подавление русского народа как титульной нации, которая представляла для коммунистического диктата наибольшую опасность. Во-вторых, это «замирение» национальных меньшинств, недовольство которых могло привести к появлению многочисленных горячих точек на территории СССР. По сути это было заигрывание с национальными меньшинствами, которое никоим образом не имело целью дать им свободу и независимость.

При этом зачастую ущемлялись интересы как русского, так и других народов, не являющихся титульной нацией в создающихся национально-территориальных автономиях. Так, в ходе коренизации Казахской АССР были ликвидированы 120 русских и украинских сел, 32 хутора, 95 заимок и выселено 6466 хозяйств. Во второй половине 1920-х годов на территории Казахстана изъятие земель у русскоязычных переселенцев приняло массовый характер и сопровождалось их выездом. Официальные статистики в 1929 году сообщали, что шло выдавливание «европейского» населения, в результате которого число хозяйств в целом по республике сократилось на 14%, а русское и украинское население советского Казахстана уменьшилось на 700 тыс. человек.

Экзотическим был опыт коренизации Красной Армии: создавались части, которые укомплектовывались по национальному признаку, с использованием национального языка. Такие части большевики считали эффективными при подавлении восстаний русских крестьян.

Всю эту политику можно охарактеризовать принципом «разделяй и властвуй»: искусственное подпитывание националистических стремлений малых народов бывшей Российской империи позволяли в случае волнений использовать одни народы против других. Характерный пример — латышские стрелки, а также участие кавказских народов в уничтожении казаков.

Политика коренизации привела к возникновению националистических движений во всех национальных автономиях. Представители национальной интеллигенции всерьез восприняли декларацию коммунистов «О праве наций на самоопределение». Все это грозило вылиться в «парад суверенитетов» — помните такой в 1991 году? Могла вспыхнуть новая гражданская война — только не как следствие борьбы антагонистических классов, а как проявление национально-освободительных движений.

Поэтому коренизация и украинизация были свернуты в период с 1932 по 1939 год. Этот процесс сопровождался репрессиями против наиболее активных сторонников и того и другого, продлившимися долгие годы. 17 декабря 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Постановление «О ликвидации национальных районов и сельсоветов», в котором было сказано, что «многие из этих районов были созданы врагами народа с вредительскими целями».

Кроме прочих негативных последствий, фактическая дерусификация образования в национальных автономиях в период с 1920 по 1932 год привела к тому, что выпускники национальных школ не знали русского языка и не могли учиться в вузах, в которых преподавание велось на этом языке. Идея перевода еще и вузов на национальные языки была абсурдной, т.к. выпускающиеся специалисты не владели бы языком межнационального общения.

Возьмем пример многонациональной Индии. Там два государственных языка: английский и хинди. Казалось бы, какое отношение к народам Индии имеет английский — язык британских колонизаторов? Однако сохранение этого языка — необходимая мера, позволяющая решать многие проблемы межнационального взаимодействия в огромном государстве.

Декоренизация, по официальным данным, привела к тому, что к 1949 году на национальных языках велось преподавание только в начальной школе, и то лишь в некоторых республиках.

Подчеркну: по официальным данным. По факту — могу сказать из своего личного опыта: 80–90% абитуриентов, поступавших со мной в Ташкентский государственный медицинский институт в 1983 году, не владели русским языком, потому что в их школах преподавание велось на национальном, т.е. на узбекском языке. Вступительные экзамены они сдавали тоже на узбекском!

И вот представьте себе картину: из 400 студентов первого курса 2-го лечебного факультета 320 человек (т.е. 80%) русского языка не знали или почти не знали. А преподавание, конечно, велось на русском. Т.е. они ходили на лекции и семинары — и ничего не понимали…

Антисемитизм и до коммунистов в Российской империи был распространенным явлением, но при большевиках стал практически частью государственной политики. Началось все в 1947 году — в виде кампании против «безродных космополитов», т.е. евреев. «Пролетарский интернационалист» джугашвили-сталин (я принципиально пишу это с маленьких букв) расстрелял в 1952 году президиум ЕАК — Еврейского антифашистского комитета — почти в полном составе: 12 из 15 человек! Всего по делу ЕАК репрессировано 125 человек, 25 расстреляно, 6 умерло под пытками. Это была только верхушка айсберга: репрессии против евреев шли по всей стране. Под любыми предлогами их снимали с руководящих должностей, расстреливали, отправляли в ГУЛАГ… При Брежневе государственный советский антисемитизм продолжился, хотя и не в таких явных, карательных формах.

На самом деле так называемый «пролетарский интернационализм» — лживый коммунистический лозунг, не более. Если перевести на русский язык, то подразумевалось «братство трудящихся» разных наций. Но когда СССР в 1940 году напал на Финляндию, советские пролетарии с удивлением обнаружили, что финские пролетарии встречают их кинжальным огнем пулеметов и брататься с ними не хотят. В то же время десятки народов внутри СССР — чеченцы, ингуши, корейцы, немцы, болгары, греки, калмыки, крымские татары — испытали на своей шкуре силу «пролетарского интернационализма» и «дружбы народов», когда подверглись массовым репрессиям и принудительной депортации по национальному признаку…

На бытовом уровне «дружба народов» в СССР существовала до тех пор, пока была подкреплена штыками советской армии. Как только хватка коммунистического государства ослабла, начался «парад суверенитетов» и кровавые межнациональные конфликты: резня между узбеками и киргизами в Оше, армяно-азербайджанский конфликт, Приднестровье и т.д.

Собственно, и СССР развалился потому, что никакого интернационализма в нем не было. Сама система национальных республик, созданная коммунистами, работала не на интернационализм, а на национализм и содержала в себе неизбежную угрозу развала.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28365 от 16 сентября 2020

Заголовок в газете: Коммунистическая советская ксенофобия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру