«Сексуальный просвет в школах должен начинаться с 12–13 лет. В противном случае мы все больше будем сталкиваться с такими эксцессами, как, например, ранняя беременность. Не редкость, когда этот возраст (деторождения) сегодня составляет 14 лет», — эти слова написаны красной феминисткой и советской государственной деятельницей Александрой Коллонтай сто лет назад.
«Советская сексуальная революция была первой революцией такого рода», — отмечал известный немецкий психолог Вильгельм Райх в своей книге «Сексуальная революция», половина которой была посвящена событиям в Советской России.
Сексуально-социальный эксперимент большевиков привлек внимание Запада. К нам приезжали широко мыслящие интеллектуалы и специалисты-сексологи. Только с 1919-го по 1925 год их побывало более 300! «В Советской России правители оказались настолько умны, что дали разумную меру сексуальной свободы», — писал Зигмунд Фрейд.
Правда, потом, в конце 20-х годов прошлого века, секспросвет в Советской России придушили вместе с НЭПом и свободным предпринимательством. Саму Александру Коллонтай отправили куда подальше в почетную ссылку — послом в Швецию. С 1936-го по 1961 год в Советском Союзе были выпущены всего две книги с упоминанием слова «секс». В библиотеке их выдавали даже не всем врачам.
Тему полового воспитания в школе вновь попытались продвинуть в эпоху перестройки и в лихие 90-е годы. Но безуспешно. На сексуальных просветителей ополчилась и церковь, и пуританские педагоги.
Из-за того что секспросвет у нас сейчас под запретом, проблема, о которой сто лет назад писала Коллонтай, для нашей страны по-прежнему актуальна. По количеству абортов и ранних беременностей мы впереди планеты всей. Во Франции на тысячу школьников — 3,5 беременности, в Германии — 5, а в России — 34 случая, то есть в десять раз больше, чем во Франции, и почти в семь раз больше, чем в Германии. Почему это происходит? Да потому что Россия остается страной удивительного сексуального невежества. Например, до сих пор жив миф, что без опасений забеременеть можно заниматься сексом пять дней до месячных и пять дней после. Или другое распространенное заблуждение: от одного раза ничего не будет.
Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет и делает невозможным половое просвещение в школе. Хотя введение ограничительных бирок с указанием возрастных категорий в эпоху широко доступного Интернета реально мало кого защищает и выглядит глупой формальностью. На самом деле именно секспросвет, а не ограничительные бирки мог бы стать для молодежи защитным зонтиком от ливня порнографии из Интернета.
Школьники испытывают естественный интерес к этой теме. Поэтому лучше дать им чистой воды, а не вынуждать пить из грязных луж.
Законодатели наконец озаботились проблемой. В феврале нынешнего года в Государственной думе прошел «круглый стол». Участвовавшие в нем депутаты Госдумы, представители Министерства здравоохранения России и некоммерческих организаций рекомендовали Министерству просвещения РФ ввести в школах уроки полового воспитания для борьбы с распространением заболеваний, передающихся половым путем. Однако эта мудрая рекомендация невыполнима до тех пор, пока не отменен закон, препятствующий секспросвету. Ситуация абсурдная: Госдума принимает закон, препятствующий половому просвещению, а спустя десять лет депутаты Госдумы вдруг сами же рекомендуют ввести в школах это самое просвещение, не отменяя запрета.
Более того, в 2013 и в 2014 годах Госдума ратифицировала две конвенции, которые предусматривают включение программ полового воспитания в школах: Конвенцию Совета Европы «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» и Конвенцию о правах ребенка. По данным Организации Объединенных Наций, секспросвет в школах практикуют 76% государств, включая многие африканские. К сожалению, Россия в число сексуальнообразованных стран пока так и не вошла…
В результате вместо половой грамотности приходится сталкиваться с диким невежеством. По словам сексолога Амины Назаралиевой, она встречала замужних женщин, которые думали, что дети рождаются через анальное отверстие, зачатие возможно только во время менструации, а венерическими заболеваниями нельзя заразиться, если ты верна мужу и сохраняла девственность до брака. Подростки часто думают, что во время первого секса нельзя забеременеть, что прерванный половой акт — надежное средство предохранения, а оральный и анальный секс абсолютно безопасны в плане болезней.
При опросе ВЦИОМ, проведенном в 2018 году, лишь 3% россиян заявили, что половое воспитание не нужно вообще. При этом почти две трети (63%) опрошенных считают, что лучшее время для сексуального просвещения молодежи — средние классы школы, с 5-го по 9-й, то есть до 16 лет.
Катастрофический рост числа венерических заболеваний и данные опросов, похоже, повлияли даже на непреклонную позицию церкви. Официальный представитель РПЦ в эфире телеканала «Россия-24» заявил, что церковь не против сексуального просвещения в школе при условии особой формы таких уроков.
«Я думаю, детям нужно что-то рассказывать, не только о сексе, но и о тех опасностях, которые сопряжены с ранней сексуальной жизнью, с неразборчивостью в связях, в том числе с опасностью заразиться венерическими заболеваниями... Дети должны об этом знать, — заявил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.
Уважаемый митрополит совершенно прав в том, что форма таких уроков должна быть особой. Понятно, что нам не нужно по примеру стран Запада концентрировать внимание школьников на однополых отношениях. Конечно, на этих уроках следует давать знания о половой физиологии и охране здоровья. Но не ограничиваться только этим! Надо изучать и рассматривать эту тему гораздо шире и ставить во главу угла любовь, а не голый секс. Тогда даже детям можно объяснить все без пошлости. От чего рождаются дети? Да, от любви! От любви мужчины и женщины. А настоящая любовь — это слияние не только двух тел, но и двух душ. Со школы надо учить, как сохранить любовь, ибо от этого зависит личное счастье человека и будущее его семьи. И как тут не вспомнить главную формулу счастья «любите друг друга!», открытую Христом две тысячи лет назад. У этих занятий должно быть понятное и очень близкое подросткам короткое название — «уроки любви».
К сожалению, появление таких уроков в российских школах в ближайшее время маловероятно. Даже если случится чудо и Госдума вдруг отменит закон, препятствующий половому просвещению. Почему маловероятно? Потому что учить пока не на чем. Систематизированного учебника сексуальной культуры не существует даже на Западе. В странах, где практикуется секспросвет в школах, есть множество разных брошюрок и даже несколько неплохих книг. Но все они больше о физиологии.
В Швеции секспросветом занимаются уже более полувека, а учебник сексуальной культуры до сих пор так и не создали. Почему? Да потому что писать там некому! Чудовищный парадокс в том, что эту важную для каждого человека сферу систематизированно никто в мире не изучает! Врачи-сексологи занимаются только всякими болезнями и отклонениями. Нормальную любовь никто не изучает! Научного центра по изучению любви, семьи и сексуальной культуры в данный момент нигде не существует. В 2009 году в Калининграде на средства энтузиастов был создан Институт сексуальной культуры и семьи — ИСКиС, который выступил с предложениями создать систематизированный музей истории сексуальной культуры и семьи, учредить соответствующую кафедру в университете и выпустить учебник. К сожалению, все эти инициативы не нашли какой-либо поддержки. Через несколько лет Институт сексуальной культуры и семьи тихо скончался по причине нулевого финансирования. Но книгу успел выпустить, которая — как вариант! — могла бы стать основой для учебника по сексуальной культуре.
Как и сто лет назад, Россия в состоянии снова стать лидером в развитии полового просвещения и выпустить первый в мире учебник по сексуальной культуре. Эта книга могла бы рассказывать о роли любви в жизни человека, а также об истории сексуальных и семейных отношений, о важности продолжения рода.