«В школах, которые всегда отличались давно устоявшимися порядками, сейчас проводится большой эксперимент. Мы вынуждены сегодня жить практически одним днем, поскольку каждый день может в корне изменить условия и режим нашей работы и поставить с ног на голову». Именно так расценивает сегодняшнюю ситуацию заслуженный школьный учитель (со стажем в четверть века) одной из региональных школ, пожелавшая сохранить анонимность.
— Накануне учебного года я проводила родительское собрание, естественно, в дистанционном формате, — говорит заслуженный учитель. — Вы не представляете, сколько дней и бессонных ночей до этого пришлось провести, чтобы освоить все эти электронные технологии в срочном порядке.
Мне уже седьмой десяток и цифровой формат дается очень тяжело. И не только. За моими плечами большой опыт работы с детьми, но сегодня 30–40 процентов своего рабочего времени я вынуждена тратить на административные вещи — выполнение всевозможных предписаний Роспотребнадзора.
Ряд предписаний, безусловно, важен, но другой ряд — невыполним, и они противоречат друг другу. Но ведь моя обязанность — давать знания! Я понимаю, что действительность диктует нам свои условия, но в последнее время ощущаю, что не могу учить полноценно. На практике вижу, что за всей этой пандемической суетой уходит главное — восприятие детьми новой важной информации.
Сегодня на моем попечении 4-й класс, и я в течение дня должна измерять у каждого (в классе 28 учеников!) бесконтактным термометром температуру (примерно через 3–4 часа после входа ребенка в школу). Мало того что эта процедура прерывает учебный процесс, она не дает нужного эффекта, потому что все эти градусники, не прошедшие ГОСТы, искажают (как правило — занижают) показатели. У ребенка 37,4, допустим, а он показывает — 36,2.
Такими же термометрами, как правило, замеряют температуру у ребят на входе в здание с утра. Думаю, многие согласятся со мной, что школам нужны не китайские градусники, а качественное, быстро и точно тестирующее здоровье ребят оборудование, экономящее массу времени и сил.
Еще одна важная проблема. Для разведения потоков детей в школах государство придумало ряд ограничений. Начнем с самого начала учебного дня, чтобы понять, как это работает.
В нашем классе занятия должны начинаться в 8.00. Параллельно с нами в школу заходят еще несколько других классов. У меня инструкция: я должна встретить строго в 7.45 в раздевалке всех своих детей. У них есть только 15 минут, чтобы раздеться и подняться на свой этаж в класс, потому что следом уже мои коллеги встречают партии своих детей из других классов.
Есть и такие классы, у которых начинаются занятия после 9 часов, и все мы понимаем, что большинство родителей в это время уже должны быть на работе или двигаться по направлению к ней. Не у всех есть дедушки и бабушки. Вопрос: куда деваться тем, кого привели раньше, а на улице холод и дождь (в школу раньше положенного времени входить нельзя)? Как действовать опоздавшим? Как минимум необходимо отдельное помещение для тех, кто не вписался во временные рамки.
И — предложение. Может быть, оно прозвучит слишком радикально, но, на мой взгляд, для очень нестабильной ситуации с возможными заражениями и коронавирусом, и ОРВИ это может стать выходом из положения. Ради того, чтобы ученики разных классов меньше контактировали друг с другом, для сформированных школьных групп открыли несколько запасных входов в здание, за каждым классом закрепили свой кабинет, отвели территорию в столовой, по школе отменили единую систему звонков, ввели гибкий график перемен.
В то же время есть такие уроки дополнительного образования, например «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», где ученики других классов перемешиваются. Есть также предметы, например физкультура, где дети пользуются общим инвентарем. Насколько это реально за крайне малый промежуток времени на перемене за 5–10 минут качественно обработать все предметы, которыми будут пользоваться дети следующего класса? При этом постоянно держим в голове, что если хоть кто-то из класса заболеет COVID-19 (а это может случиться в любой момент), то на 14 дней весь класс уходит на карантин и, соответственно, на дистанционку.
А не проще и не эффективнее ли ввести поочередное посещение школы различными классами? Например, часть классов учатся очно две недели, остальные — в дистанционном формате, затем они меняются местами. При таком подходе часть проблем снимается автоматически.
Кстати, часть родителей — и число таких в некоторых классах доходит до 15 процентов — приняли решение оставить детей временно на дистанционном обучении.
Возражений особых нет, потому что в основном это хорошисты и отличники, им можно. Но я сразу предупредила, что не смогу физически обеспечить таким детям дистанционные уроки, потому что учу основной класс очно, а помощников у меня нет. Единственное, что могу предложить, — это высылать каждому из них презентации, которые я готовлю по новым темам, и проверять домашние задания.
Перед началом учебного года все сотрудники школы сдали тесты на антитела к коронавирусу, но сейчас еще не все классы оказались в полном составе. Не все ребята еще вернулись из летних путешествий. Что с собой принесут эти ученики — полная неизвестность. К слову, детям в школе разрешается носить маски по желанию, учителям же и сотрудникам школы — защитную маску нужно обязательно надеть, если он приближается к ученику или выходит из своего кабинета.
Да, в школах есть запас масок, санитайзеров, закуплены бактерицидные лампы, но еще нужно время дисциплинировать детей, чтобы они привыкли соблюдать меры безопасности автоматически. У меня так и стоит перед глазами картина, как наш сладкоежка-отличник Паша раздает украдкой под партой леденцы без обертки из коробочки, щедро насыпая их ребятам в ладошки. И все наши меры летят вверх тормашками!
В итоге хочу сказать — возможны самые различные сценарии развития событий, которые могут выбить из колеи самый слаженный и дисциплинированный коллектив, и все мы должны быть к этому готовы...
Очно или дистанционно?
Как показал опрос родителей, не все повели своих детей 1 сентября в школы.
— Откровения учителей в чате еще раз убедили меня в том, что я поступила осмотрительно и не отправила своего сына с первого дня в школу, — считает мама четвероклассника из Балашихинского района. — У каждого родителя есть сейчас возможность перевести ребенка на дистанционное обучение, чем я и воспользовалась — написала заявление.
Я не опасаюсь пробелов в образовании моего ребенка, потому что он успевает по основным предметам. Я также рассчитываю на его самодисциплину. Меня больше тревожит другое. Накануне Дня знаний сын заявил, что если через месяц он не встретится с одноклассниками, то объявит забастовку. Мы его очень понимаем, потому что школа — это еще и живые человеческие отношения со сверстниками, чего всем сейчас не хватает, даже взрослым. Как это соединить — пока не представляю.
— Я рассматриваю вариант исключительно очного обучения, поэтому категорически против удаленки, — убеждена мама третьеклассницы из Можайска, и ее точку зрения разделяет большинство родителей. — В школе в контакте с учителем ребенок может освоить гораздо больше, чем дома с родителями. У меня нет никакого специального педагогического образования, и моя дочь не воспринимает меня как педагога. Поэтому качество домашнего обучения в нашем случае будет только хуже.
К тому же совершенно непонятен механизм занятий на удаленке. Если наш родной учитель находится в классе с основным своим потоком детей, кто будет выходить с остальными в зум? Понадобится вводить целый штат педагогов-удаленников? Мне кажется, сами учителя сейчас не понимают, что происходит...
Первый месяц учебного года выявит все плюсы и минусы нового подхода к обучению. А далее — жизнь покажет. А в голове время от времени вспоминаются истины великих о том, что природа и так обо всем позаботилась, что повсюду человек находит, чему поучиться. И что наши дети учатся не для школы, а для жизни.