К моменту постройки электростанции история Трехгорной мануфактуры насчитывала почти 130 лет. В 1799 году легендарный московский купец и бывший крепостной Василий Иванович Прохоров и его компаньон Фёдор Иванович Резанов на словах договорились открыть в Москве ситценабивную фабрику, которая впоследствии будет называться «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры». В период постройки предприятия это дело в столице было недостаточно развито. Но уже к началу XX века, в том числе стараниями Трехгорки, ситуация поменялась.
В 1925 году Трехгорку начали, как сейчас принято говорить, модернизировать. Устанавливалось новое оборудование, менялась рецептура покраски тканей. Конечно, чтобы обновленная мануфактура справлялась с возросшими нагрузками, ей было необходимо новое «сердце» — электростанция. Именно поэтому в том же году началось строительство ТЭЦ. За реализацию амбициозного проекта молодой Советской республики взялся Моисей Бабицкий — один из талантливейших архитекторов того времени.
Решено было строить электростанцию в формах конструктивизма. Инженерный проект здания отвечал самым прогрессивным на тот момент решениям. Рядом с электростанцией построили высокий цилиндрический семиэтажный корпус водоемной или водонапорной башни — на тот момент, наверное, самое удивительное с архитектурной точки зрения здание на набережной. С востока к башне примыкала трехэтажная электротехническая мастерская. Когда все эти постройки были завершены, они предстали перед глазами москвичей удивительной красоты архитектурным ансамблем.
В начале 1930-х годов прошлого века к электростанции, которая получает название Краснопресненская ТЭЦ (позже переименована в ТЭЦ-7), пристроили разгрузочный сарай для угля, дробильный завод с двумя эстакадами и корпус газоочистки. Но к моменту их постройки на единый архитектурный ансамбль ТЭЦ уже плюнули, и внешний облик новых корпусов был максимально упрощен.
С годами ТЭЦ-7 теряет свое значение. Сначала, в 1970-х годах ее делают филиалом ТЭЦ-12 на другой стороне реки, а в 2010-м и вовсе выводят из эксплуатации. Здание пустеет, обносится высоким забором и понемногу начинает разрушаться.
Однако параллельно с этим, в 2008 году столичные чиновники начинают задумываться о присвоении теперь уже бывшей ТЭЦ-7 статуса объекта культурного наследия. Осенью того же года Экспертная комиссия по недвижимым объектам наследия и их территориям Москомнаследия, изучив заявку на присвоение этого статуса электростанции, вынесла положительное заключение. Но с оговоркой — более поздние постройки 30-х годов не могут войти в границы объекта культурного наследия, поскольку они, как мы уже писали выше, проектировались в максимально примитивных архитектурных формах. В этом же году с подобным выводом соглашается и департамент культурного наследия Правительства Москвы. Он выпускает распоряжение, в котором утверждает новые границы объекта культурного наследия: под защиту попадают корпус самой ТЭЦ, водонапорная башня и электротехнические мастерские.
Но одной юридической защиты объекта было мало. Нужно было заняться реставрацией ТЭЦ, которая до наших дней дожила в печальном состоянии. В 2014 году права на участок, где находится электростанция с корпусами, перешли к крупному московскому застройщику, группе компаний «Ташир». Новый владелец участка практически сразу анонсировал масштабный проект, включающий не только строительство многофункционального комплекса, который будет выполнен в аутентичном архитектурном стиле, но и реконструкцию исторических зданий — ТЭЦ, башни и мастерских.
Проектировать восстановление московской истории будет всемирно признанный российский архитектор Илья Уткин. Идеи застройщиков по восстановлению уникального объекта уже поддержали ведущие государственные эксперты по архитектурной реставрации.
Обновленная ТЭЦ-7 на Краснопресненской набережной станет единым архитектурным объектом на набережной Москвы-реки. В электростанции будет открыт многофункциональный центр, включающий в себя общественные пространства — довольно типичное решение в рамках перепрофилирования старых промышленных и производственных площадок, в которые вдыхают новую жизнь. По завершении всех работ территория старой ТЭЦ, вход куда уже много лет закрыт, станет еще одним из центров общественной жизни москвичей.
А в том, что это будет именно развитое общественное пространство, можно не сомневаться, если вспомнить, какие промышленные объекты в столице уже удалось перепрофилировать, сохранив при этом исторический облик зданий.
Это фудмолл «Депо», дизайн-центр ARTPLAY, «Винзавод», дизайн-завод «Флакон», бизнес-квартал «Арма» — примеров в России и за рубежом достаточно много. У «Ташира» богатый опыт реализации самых разных проектов и статус лидирующего девелопера России, поэтому мы ждем скорого возвращения обновленной электростанции Трехгорной мануфактуры, где наконец-то спустя много лет вновь возобновится жизнь.