Как отметили в Минюсте, изменения направлены на дополнительные гарантии реализации принципа состязательности сторон в уголовном судопроизводстве, особенно в части установления режима уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвоката от преступных посягательств со стороны кого бы то ни было.
Первая и главная поправка, по сути, дарует адвокатам неприкосновенность. Авторы законопроекта сетуют, что формально в правах и обязанностях защитники с представителями стороны обвинения равны. Но следователи и прокуроры априори находятся под особой охраной государства, тогда как адвокаты беззащитны.
Более того, по мнению Минюста, даже у журналистов с личной безопасностью дела обстоят куда лучше. Прессу защищает 144 статья УК (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации).
Если законопроект будет принят, аналогичная защита появится и у адвокатов. УК предлагается дополнить новой статьей «Воспрепятствование законной деятельности адвоката». В состав преступления планируется включить любые формы вмешательства в работу защитника, если такие действия причинили существенный вред интересам клиента, других граждан, а также общества или государства в целом. Накажут нарушителя деньгами: штраф предусмотрен до 80 тысяч рублей. Если же палки в колеса защитнику ставит чиновник, следователь или прокурор, санкция будет куда строже: штраф от 100 до 300 тысяч рублей или лишение свободы до двух лет.
Также законопроект вносит конкретику в порядок проведения обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. УПК будет дополнен правилом, по которому провести следственные действия в офисе или дома у защитника можно будет только по решению суда. В судебном решении должны быть перечислены конкретные объекты и предметы, которые интересуют детективов. Ко всему, что не попадет в список, даже притрагиваться будет нельзя.
Как рассказали в Минюсте, сейчас правила обыска у защнитников прописаны на уровне постановлений Конституционного суда. Выполнять их все госорганы обязаны. Но, сетуют специалисты, по данным Федеральной палаты адвокатов даже эти скромные гарантии нередко нарушаются. А с ними нарушаются и гарантии конфиденциальности. Ведь увлекательное чтиво из адвокатского досье может дать следователям много заветной информации не только о самом юристе, но и о его клиентах. В случае одобрения законопроекта изымать целиком досье адвоката со всей подноготной его доверителей будет нельзя. Даже фотографировать папки с их содержимым будет запрещено. В Минюсте отметили, что такие новшества полностью сответствуют позиции ЕСПЧ.
Кроме того, новый закон перекроет следователям лазейки, с помощью которых можно фактически отключать адвоката от участия в деле. Например, сейчас сыщик запросто дает защитнику не все дело целиком, а только частично. При этом излюбленная отговорка - «вы можете знакомиться только с результатами следственных действий». То есть львиная доля бумаг в деле — с запросами, информацией из различных баз и прочие важные сведения, которые неожиданно всплывут в суде и разрушат линию защиты, часто остается для адвоката недоступной.
Более того, Минюст указал на недопустимость изменения нумерации листов дела. Каждая страница должна быть пронумерована, и у адвоката должно быть право с этой нумерацией ознакомиться и зафиксировать ее любым доступным способом: сделать копии или сделать фото. Если потом следователь незаметно положит в дело между условными листами 215 и 216 лист «215а», его придется изъять.