И прежде всего я хочу выразить восхищение своими коллегами — педагогами. Да, на передовой войны с пандемией оказались врачи. Они подлинные герои. Но вынужденный тотальный переход к всеобщему дистанционному обучению потребовал от учителей невероятного напряжения сил и почти круглосуточной работы.
В сжатые сроки необходимо было освоить новые сервисы, за ночь подготовить ролики и презентации с учетом возрастных и физиологических особенностей детей разного возраста. К примеру, уроки в начальной школе не должны были превышать по длительности 15 минут, в основной — 30, в старшей — 40. Иначе мы бы посадили зрение учащихся. Практически все уроки педагогов стали открытыми, ибо их наблюдали родители, бабушки и дедушки, которых учили по-другому. А, как известно, раньше и вода была мокрее, и деревья были большими. Поэтому поначалу знакомство семей с инновациями в образовании вызвало законный шок и шквал претензий к школе. Но постепенно картина начала выправляться. Кому-то дистанционная форма обучения пришлась по душе, кто-то ее категорически отвергает. Такой разброс мнений характерен сегодня как для педагогов, так и для родителей.
Но цыплят по осени считают. А осень подведения итогов обучения настала нынче в июле. ЕГЭ показал, что с итоговыми испытаниями выпускники в основной своей массе справились лучше, чем в прошлом году. А ведь экзамены шли в очном режиме, без всяких скидок на пандемию. Задания были сложные, особенно третья часть, требующая глубоких знаний и креативного подхода к решению поставленной проблемы. Тем не менее я фиксирую по своей школе большое количество стобалльников, причем не по одному, а по нескольким предметам, рост числа победителей региональных олимпиад. Среди победителей и школьники, находящиеся на длительном излечении в наших автономных подразделениях (клинические школы).
Уже после завершения учебного года, когда досрочно были выданы аттестаты, наши педагоги абсолютно бесплатно продолжали в дистанционном режиме давать консультации выпускникам, прорабатывать с ними демоверсии ЕГЭ, работать с учащимися в специально созданных чатах.
И тут выявилась одна любопытная подробность. Заговорили «молчуны» — аутичные дети и глубокие интроверты. Работая с педагогом в индивидуальном режиме, они не боялись выглядеть глупее своих товарищей и потому раскрылись в полной мере. Некоторые из махровых троечников вышли в отличники, подтвердив свои успехи на экзаменах.
Нет, я не утверждаю, что дистанционная форма обучения панацея от всех бед образования. Более того, убежден — никакой гаджет не заменит живого учителя. Но и игнорировать опыт, полученный в конце учебного года, не стоит. Лично выступаю за интеграцию онлайн- и офлайн-обучения. Это как два плеча коромысла, которые надо держать в равновесии.
Таковы предварительные итоги, которые предстоит еще осмысливать. Ясно одно: образование во всем мире переживает революционную эпоху и обратной дороги нет и не будет.
Но что год грядущий нам готовит? Опасность заражения детей действительно сохраняется. Но ее легче блокировать в организованном учреждении. В настоящее время все педагоги и сотрудники московских школ прошли тесты на COVID-19. Школы обеспечены тепловизорами, перчатками, специальными моющими средствами и т.п. Безопасность прежде всего! К слову сказать, к положительным последствиям дистанционного обучения следует отнести то, что оно спасло здоровье детей и педагогов. Мы ограничились минимальными потерями. Но как только жесткие ограничения были сняты и люди расползлись по пляжам и курортам, там они и подхватили коронавирус, что, между прочим, и выявило обязательное и своевременное тестирование накануне нового учебного года.
Всемирная организация здравоохранения не случайно рассматривает здоровье как комплексный показатель, включающий здоровье физическое, психическое и нравственное. Поэтому я разделяю решение Министерства образования о нормальном начале нового учебного года и проведении праздничных линеек. Во-первых, потому что существуют устоявшиеся традиции, нарушать которые не след. Лишать детей этого праздника нельзя, особенно после вынужденной изоляции, вызвавшей панические атаки и породившей депрессию, чрезвычайно важно вселить в детей и взрослых оптимизм и волю к жизни. Такой праздник — это своеобразный сеанс психотерапии, в котором в равной степени нуждаются и взрослые, и дети.
Разумеется, все нужно делать по уму, в соответствии с реальными условиями. Коль скоро школа расположена в центре города и перед ней небольшая площадка для сбора учащихся, то нельзя скапливать на пятачке массу учащихся, подвергая их опасности заражения. В такой ситуации праздничная линейка действительно неуместна. Единственный выход — с соблюдением дистанции через разные входы запустить детей в школу, а затем пройти по классам и поздравить первоклашек.
Но у меня перед школой большая площадь, в центре которой памятник Булату Окуджаве. На такой площадке есть возможность на безопасном расстоянии поставить первые и одиннадцатые классы, родителей учащихся, их бабушек и дедушек. Первым выпускникам этой школы сегодня 59 лет. Вокруг памятника пойдет запряженная пролетка, в которой проедет золотая пара, дающая первый звонок. Золотой парой считаются родные братья или сестры, один (или одна) из которых в этом году оканчивает школу, а другой идет в первый класс. Поразительно, но за все предыдущие 44 года такая пара находилась. Так будет и нынче в 45-й раз. Заиграет школьный оркестр. А родители смогут все это снять на смартфоны. Время летит стремительно, и спустя десятилетия нынешние первоклашки, став родителями, будут показывать эти ролики своим детям. Празднику быть!
А дальше начинаются будни. Какими они будут? Непростыми. Некоторые родители (не скажу, что большинство), напуганные возможной второй волной пандемии, принимают решение полностью перевести ребенка на дистанционную форму обучения. Что делать, школа должна быть готова и к этому. Отсюда необходимость гибкого сочетания различных форм организации образовательного процесса: очная, очно-заочная, дистанционная.
Сегодня любой родитель вправе написать заявление о переводе ребенка на дистанционное обучение, а школа обязана предоставить семье эту услугу.
Но я бы посоветовал родителям не торопиться с принятием такого решения. Почему? Одно дело, когда карантин был всеобщим, а следовательно, дома вынужденно находилась вся семья. И совсем другое дело, когда взрослые на работе, а ребенок предоставлен сам себе. Как в таких условиях гарантировать его безопасность? Опасный переходный возраст, бушуют гормоны. Подростки жадно стремятся к ярким ощущениям. Находясь на вольных хлебах, в квартире, «свободной от предков»... Здесь возможно все: алкогольная интоксикация, ранние сексуальные дебюты и прочие неожиданности. В дистанционном варианте обучения школа не сможет контролировать поведение подростка. Поэтому на месте родителей я бы тысячу раз подумал, прежде чем принимать окончательное решение о форме обучения своего ребенка.
Увы, многие рекомендации, спускаемые свыше, не кажутся мне реалистичными. Здесь нет чьего-то злого умысла, все мы озабочены обеспечением безопасности наших детей. Но реальная жизнь разрушает наши иллюзии. Так, например, в целях обеспечения безопасной дистанции между детьми предлагается поделить классы пополам. Но здесь возникает ряд вопросов. Где мы возьмет такое дополнительное количество учителей и резервных помещений? Как будем осуществлять оплату педагогов, когда она по существующим финансовым нормативам напрямую зависит от количества учащихся в классе (человеко-часы)? Думаю, что в условиях обострения эпидемиологической опасности было бы более реалистично поделить школу пополам, с тем чтобы одна половина школы училась онлайн, а другая офлайн, чередуя по очереди эти формы обучения.
Таким же сомнительным представляется мне решение развести время начала занятий по параллелям. Первые классы в 8.30, вторые в 9.00, третьи в 9.30 и т.д. Такой график возможен при наличии в семье бабушек и дедушек. А теперь вспомним о московских автомобильных пробках. Родители, стремясь не опоздать на работу, сбрасывают своих детей у школы уже в 8.15. Ну и куда прикажете девать привезенных досрочно детей? Держать зимой на морозе? Запустить их в коридоры, где они будут кучковаться до начала занятий своей параллели?
Вопросы, вопросы, вопросы... На многие из них пока нет готовых ответов. Но я уверен, что мы их найдем.
Поэтому я сердечно поздравляю своих коллег, родителей и учеников с началом нового, особенного учебного года.