«Собака — настолько яркий стимул, что на него реагируют все дети»
Конечно, нельзя взять любую собаку и начать лечить с ее помощью больного ребенка. Собак-терапевтов специально отбирают еще щенками, дрессируют, тестируют и только после этого допускают к детям. А вот породы могут быть самые разные. Руководитель группы «Канистерапия» психолого-педагогического центра, педагог-психолог Юлия Флорова
9 лет занимается коррекцией и реабилитацией детей с помощью собак.
— Каким детям показана канистерапия?
— Изначально мы занимались тяжелыми, лежачими детишками, у которых не было никаких живых откликов на любые другие воздействия. Собака — это настолько яркий стимул, что на него реагирует практически любой ребенок. Она выступает своеобразным механизмом, который запускает коммуникацию у ребенка, и после этого можно начинать взаимодействовать с ним в форме игры. Для самых трудных детей со сложными сочетанными нарушениями собака-терапевт зачастую бывает единственным партнером по играм, кроме родителей и специалистов.
Достаточно большая группа детей, которые к нам ходят, имеют нарушения по аутистическому спектру. Нельзя сказать, что собаки — это стопроцентная палочка-выручалочка, к сожалению, от одного прикладывания к собачьему боку не происходит волшебных изменений, канистерапия — это дополнительный метод. У нас работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, и им этот метод очень помогает, потому что собаки мотивируют детей к деятельности как никто другой. Животное ярко демонстрирует свое состояние, и ребенку проще его понять. Каждому ребенку, который приходит на занятие, собака искренне радуется. Она смотрит ему в глаза, она виляет хвостом, она хочет играть. Или она обиделась на твое поведение.
Понятно, что собака сама по себе не включается в занятия, ею, конечно же, руководит специалист. Но бывает, что собака сама может подойти к ребенку, особенно с аутистическим расстройством. Родители, например, приводят к нам ребенка: он кричит при виде людей, не смотрит им в глаза, к нему нельзя подойти, до него нельзя дотронуться. Речь, как правило, у него отсутствует, социально-бытовые навыки не выражены. А собака сама берет игрушку и идет к нему. Ребенок заинтересовывается, перестает кричать, он начинает смотреть ей в глаза, хотя он в жизни не смотрел в глаза человеку. Собака вызывает менее тревожное состояние у такого ребенка, чем человек, поэтому в процессе занятий у него снижается тревога и негативные проявления.
— Только при психоэмоциональных нарушениях помогает канистерапия или способствует и развитию двигательных функций, например, у детишек с ДЦП?
— У нас занимаются ребята с моторными нарушениями. Игра с собачкой всегда требует от них каких-то действий: кинуть игрушку, погладить животное, открыть банку с кормом, спрятать от собаки игрушку и т.д. Если ребенок хочет кинуть мячик, он его кидает по многу раз для собаки. Естественно, у него крепнут мышцы. Если я говорю: ты ему мячик кидаешь, у нас такое условие, собака по-другому с тобой не будет играть. Ребенок не чувствует, что мы его заставляем разрабатывать руку. Мы играем. А большая собака для детей может выступать не только как партнер по игре, но и как тренажер-опора для развития навыков ходьбы.
Кроме двигательных игр можно полежать с пушистыми друзьями на матах. Ребенок лежит рядом с собакой и гладит ее. В таком случае малыш не только расслабляется, но и расширяет свой сенсорный опыт, прикасаясь к собаке, ощущая мягкость шерсти, слушая дыхание.
— Если взять здоровых ребятишек, то как им помогает метод?
— Таких детей у нас тоже очень много, и они приходят по совершенно разным причинам. Например, обращаются родители детей, которые не справляются с большой школьной нагрузкой. Игра с собакой помогает снять нервное напряжение. Есть очень скромные дети, стеснительные, которые не могут постоять за себя. Педагог-психолог может поставить собаку на позицию подчиненного, и тогда даже самый скромный ребенок будет чувствовать себя главным, командиром, научится проявлять эмоции. Например, у нас был очень умный мальчик, но с дефектом речи, и дети не понимали его и дразнили. На занятиях канистерапией он выполнял роль капитана спасательного корабля, который должен был спасти собаку, уплывшую на льдине. Все дети старались спасти своего друга — собаку. И беспрекословно слушались своего капитана.
Есть дети с какими-то выраженными страхами, в частности, страхом перед собаками. Ребенок боится выйти на улицу, боится идти в школу — увидев по дороге собаку, он поворачивает домой. У него начинаются соматические симптомы — головокружение, головная боль, чуть ли не до рвоты доходит. Как это ни странно, но метод канистерапии успешно помогает справиться с такой ситуацией. Работа проводится постепенно, сначала дети разглядывают фотографии и пишут письма собакам, потом встречаются с ними на расстоянии, и только после этого переходят к непосредственному контакту.
Еще один наш контингент — дети, пережившие чрезвычайные ситуации или трагедию в семье. У них тоже присутствуют выраженные страхи. Взрослому порой сложно достучаться до души такого ребенка, и на помощь приходят собаки. Можно обнять пушистого друга, рассказать о своем горе. Специалист, который находится в этот момент рядом, подключается, говорит ребенку о том, что да, есть такая беда, но ты не один, мы тут все вместе, и собака тебя любит и сочувствует.
— Что еще происходит на занятиях с собаками?
— Собака может выполнять любые действия, которые мы моделируем в обыденной жизни для ребенка. Например, собака может прийти на праздник. Собака может к празднику готовиться. И тогда мы говорим с детьми о добром, теплом отношении: у собаки нет рук, она не может причесаться. Она не может сама себя украсить. А ей так хочется! А давайте подберем, давайте найдем ленточки, украсим ее. Собака уехала на лето, приехала в сентябре — совсем забыла правила дорожного движения. Ребята, давайте мы ей повторим правила дорожного движения, чтобы она не попала под машину. Или правила обращения с огнем. Собака может пойти у нас в лес, а там нельзя разводить костер. А почему? Расскажите ей, ребята, почему нельзя разводить костер. Здесь получается, я не говорю детям: так, быстро выучили правила! Это совсем другой подход, и он более действенный.
— Расскажите теперь о ваших собаках.
— У нас работают специально обученные собаки, которые проходят ежегодное тестирование. Сейчас в центре шесть действующих собак, также есть щенки, которые находятся в стадии адаптации. Все наши собаки-терапевты живут в квартирах, это личные собаки специалистов. У нас присутствуют самые разные породы, самые маленькие из них — йоркширский терьер, папильон, цвергшнауцер. Из крупных пород — золотистый ретривер, бриар и ховаварт. Для этой работы подходит собака любой породы, но она должна быть контактной, с устойчивой нервной системой, не доминирующая ни в коем случае. Не трусливая, не злобная. Она должна быть умненькой и хорошо обучаемой, для которой очень важно взаимодействие с человеком. Например, обнимание для среднестатистической собаки — это неприятная вещь. Собаке это не нужно. Но наши животные выдерживают частое прикосновение. Им нравится, они считают, что это такая форма игры. Когда нам пора уходить с работы домой, собаки садятся около двери и всем своим видом показывают — а нам тут нравится, и мы не хотим уходить! И стрелой летят на работу с утра. Открываешь машину — собака выпрыгивает и бежит к двери центра.
«Раньше он молчал, а сейчас может ответить незнакомцу на улице»
Москвичка Галина, мама 15-летнего аутиста Павла, рассказала «МК» о занятиях сына с собаками, на которые они ходят уже десять лет:
— Когда он был маленький, его напугала собака. Она его ухватила за пятку, без следов, но очень сильно напугала. Он и кошек раньше боялся, убегал от них… Теперь уже он кормит собак, играет с ними, подает им команды. Я вижу, что он стал общительней. Раньше молчал, когда ему человек вопрос задавал, долго присматривался, как человек к нему относится. А сейчас может спокойно ответить даже незнакомцу на улице. На занятиях мы общались с мамой, ее дочка, тоже с аутистическим спектром, ходила в детский сад, и у нее там были сложности, воспитатели просили забирать ее пораньше домой. Им было трудно справиться с ней. А здесь девочка с удовольствием бежит на занятия, она очень хорошо ладит с собаками, ей никто не делает замечания, все ею довольны. Даже те дети в нашей группе, которые вообще не разговаривали, с помощью собак научились говорить какие-то слова. Начинают с команд, с имени собаки... Я вижу, что у моего сына произошли улучшения, поэтому мы и дальше будем продолжать заниматься.
У Оксаны Козловой два сына — 16-летний Иван и 11-летний Илья с ДЦП. У Ильи сложная структура поражения. Ребенок немного ходит, хотя и с поддержкой. Но в основном передвигается в инвалидной коляске.
— На канистерапию мы попали, когда Илье было 4 года. Мы в то время занимались у дефектолога, и он посоветовал нам позаниматься с педагогом-психологом и с собаками. Поначалу я сама присутствовала на занятиях с Ильей. Я его заносила туда, сажала на диванчик.
— Как он воспринял собак?
— Он очень долго привыкал к животным. Некоторое время не хотел напрямую контактировать, гладить. Поэтому контакт был косвенный. Ему очень понравилось играть — кидать мячик собачке. Его это забавляло, и у него это хорошо получалось. Такие занятия помогали развивать моторику. Еще ему нравились задания, когда нужно было прятать от собачки еду. И потом надо было посмотреть, как она ее найдет. Для него это были такие важные познавательные моменты.
Илья немного говорит, у него свой язык. Но в целом он может объясняться, и посторонние люди его понимают. Я думаю, канистерапия тоже способствовала тому, что он стал лучше говорить. После этого мы и себе собаку завели. Илья по-прежнему не очень любит контактировать с ней напрямую, но зато он подает ей команды. Кроме того, по рекомендации психолога, чтобы включить ребенка в домашнюю деятельность, он стал помогать мне готовить еду для нашего питомца. Он понял, что может делать что-то для других, может о ком-то заботиться. Это очень важно для него.
— Старший ваш сын тоже ведь в свое время ходил на канистерапию?
— Да, два года назад он ходил в подростковую группу. Как мне рассказывали педагоги, сын приходил на занятия и строил из мягких кубиков такую большую стену. Ему было удобней за стеной, так как была незнакомая обстановка, незнакомые ребята, и он за ней как бы прятался ото всех. Но с собаками он сразу контактировал. Сейчас, спустя пару лет, он тоже иногда ходит на занятия. И хотя там находятся незнакомые ему дети, когда наступает его очередь отвечать или рассказывать, его просто не остановить. Он открывается…
«Собака смотрит тебе в глаза, когда ты ей читаешь»
Мало кто слышал, что с помощью братьев наших меньших можно привить ребенку любовь к чтению. Врач-терапевт и канистерапевт Дарья Ильичева именно этим и занимается. Она рассказала «МК» про инновационный метод работы с юным поколением, который помогает побороть их излишнюю страсть к гаджетам и полюбить вместо этого книжки:
— Сейчас многие дети, может, и хотели бы хорошо читать, но им кажется это скучноватым занятием — на фоне телевидения, компьютерных игр, соцсетей... Научиться читать несложно, а вот полюбить чтение сложнее. Моя задача — вместе с собакой создать приятный психологический фон, чтобы детям хотелось прийти и почитать книгу своему четвероногому другу. Приучить их к тому, что читать — это приятно. Есть и еще одна проблема — очень часто дети теряются, когда им приходится читать вслух кому-то или выступать перед классом. Мы это тоже исправляем.
На занятиях дети читают, общаются с собакой и выполняют разные задания. Заучивают стихи, говорят скороговорки. Возраст — от 5 до 8 лет. Занимаются ребята с моей собакой, австралийской овчаркой Белкой, с которой мы вместе прошли спецподготовку. На занятии дети знакомятся с собакой и друг с другом. Последнее тоже важно, потому что сегодняшние дети не всегда хотят общаться друг с другом. А в такой среде дети быстро раскрепощаются. С животным занятия по чтению малышам даются намного проще. А когда дети начинают озорничать, с помощью собаки их гораздо легче вернуть к процессу. Поскольку всем без исключения детям собака интересна, можно добиться, чтобы они делали какие-то вещи, которые они в обычном формате делать не хотят.
Одна из мам, Елена, поделилась впечатлениями от такой необычной учебы:
— Мы начали заниматься с октября, когда сыну было семь лет. У нас почти весь класс ходит на эти занятия. Но в школу животных приводить нельзя, и поэтому педагог договорилась с библиотекой. У моего сына до этого не было опыта общения с собаками, и это животное для него стало эдаким «инопланетянином»: сидит рядом с тобой, глазами на тебя смотрит, слушает, что ты ему читаешь. После того как дети прочитают, собака им виляет хвостом… Сплошные положительные эмоции!
— Какой эффект вы наблюдаете от занятий?
— Дети все стали читать. У них прошла скованность и зажатость. Если на уроке учителя строго следят за тем, кто и как читает, с ошибками, без ошибок, то собака с благодарностью каждого выслушивала. Сын стал увереннее. Сейчас дети мало читают, им интереснее какой-нибудь блог посмотреть. Мой ребенок тоже освоил программу и пробует сам снимать ролики, часто зависает в компьютере. Но благодаря этим занятиям он полюбил и книжки.
Учительница начальных классов школы №6 г. Долгопрудного Виктория Сарманаева (кстати, «Лучший учитель начальных классов» Московской области 2014 года), которая практикует эту методику в своем первом классе, рассказывает, откуда взялась идея:
— У моего сына родовая травма, парез руки. И я узнала, что существует не только спортивная реабилитация, но и с помощью собак. Все вместе это давало хороший эффект, сейчас у него уже разработана ручка. Он даже занимается теперь спортом. Потом мы и сами завели себе собаку хаски. У сына ушли разные фобии, он, например, боялся темноты. Я всегда за новые веяния и поэтому решила попробовать эту методику на своих первоклашках. Когда дети начинают осваивать азбуку, у многих не идет чтение, и их за это начинают ругать родители, учителя. И у них появляется страх перед чтением. А когда читаешь собачке, она тебе внимательно смотрит в глазки. Она тебя не поправляет. И у ребенка возникает психологический комфорт, и ему все легче дается. С помощью собак, например, у деток снимается заикание.
Многие учителя критически относятся к этому методу: вот ребенок читает собаке, а она же его не исправляет! А цель как раз в том, чтобы ученика не поправляли, чтобы он поверил в свои силы. Мои дети раскрепостились, техника чтения у них на уровень выше, чем у их сверстников. Занятия проходят раз в неделю, и дети очень ждут встречи с собакой Белкой! Мы надеемся, что в сентябре они возобновятся. Это такое обучение, которое приносит радость. В первом классе мы учились грамоте, а сейчас, во втором, будем проходить выразительное чтение, отрабатывать скорость чтения и т.д. Мы хотим ввести эту методику с первого по четвертый класс, потому что я вижу результаты.