В тексте о новшествах в организации учебного процесса в I полугодии, размещенном на сайте министерства 20 августа, среди прочих рекомендаций челябинским школам содержится пункт: «При соответствующих погодных условиях предусмотреть проведение учебных занятий на воздухе (не только уроков физической культуры)».
О переносе парт на школьный двор речь, конечно же, не идет. В министерстве образования и науки Челябинской области «МК» разъяснили ситуацию:
— Это было в том числе и предложение федерального министерства просвещения. Но я бы сказала, что эта рекомендация отвечает здравому смыслу, — поделилась с «МК» своим мнением первый заместитель министра области Елена Коузова. — Перед нами стоит задача в этом учебном полугодии не только дать детям образование, но и так организовать весь процесс, чтобы избежать дополнительных рисков развития заболевания. С этой точки зрения предполагаются разные подходы к процессу обучения. Занятия на улице — это не новое явление. Когда я сама еще работала в школе учителем английского языка, я очень часто практиковала уроки на свежем воздухе. Почему, например, о природе, о растениях, деревьях не поговорить на улице? Тему «Мой город» тоже можно обсудить за пределами школьных стен. Большинство предметов — возможно, исключая такие, как математика, русский язык, которые все же удобней изучать в классе, — ту же литературу, историю, вполне можно преподавать на природе. Каждая школа, в зависимости от своей образовательной программы, может выстроить такие занятия. Но, конечно, нужно учитывать и погодные условия. Очень часто в сентябре бывает бабье лето, почему бы его не использовать для таких занятий? Не сидеть в душных классах под циркуляторными лампами, а выйти на улицу. Каждое лишнее пребывание ребенка на воздухе снижает риск его заболевания.
— Местами обучения могут быть парки близлежащие, школьные дворы, что еще?
— У нас школы находятся в разных условиях. Есть небольшие сельские школы, которые находятся в окружении природы. Если это городское учебное заведение, то это может быть школьная площадка, ближайший стадион, парк… Есть лавочки во дворах школы, есть места для прогулок в парках, если речь идет о теплой погоде.
Между тем в местном челябинском паблике запустили опрос, как относятся родители к этой инициативе. И оказалось, что 78% участников опроса резко против. В основном в качестве доводов приводят климат и опасения, что «дети простынут»: «Погода у нас на Урале не способствует урокам на улице», «В августе такая холодина, а что будет осенью?», «Вряд ли детвора отличается закалкой, чтоб на уральском морозе учиться. Сразу можно приветствовать вирусные заболевания, легочные и так далее. Или учить будут в палатках с печками-буржуйками?»
Хотя есть и поддерживающие эту идею: «Это может быть очень интересно, например, перед сочинением-описанием выйти и понаблюдать за природой, погодой, людьми. А по развитию речи сколько можно бесед устроить на пришкольной территории! Можно найти большие плюсы и в таких нововведениях».