«Покраска газонов», советские кроссовки: главную дорогу Крыма готовят к открытию

Рабочее движение по «Тавриде» запустят в сентябре

Уже в сентябре жизнь Крыма изменится — будет открыто рабочее движение по трассе «Таврида». Она, как это ни банально звучит, действительно является главной транспортной артерией полуострова, проходящей от Керчи, в обход Симферополя, и до Севастополя. Строителям осталось доделать сущие пустяки, 5% работ. Как идут работы, посмотрел наш корреспондент.

Рабочее движение по «Тавриде» запустят в сентябре
Укладка покрытия на трассу Таврида

Трасса, даже в нынешнем недоделанном состоянии, уже значительно облегчила жизнь крымчан и туристов. Если раньше, как рассказывает руководитель ГКУ «Служба автомобильных дорог РК» Александр Нефедов, путь от Керчи до Симферополя на машине занимал от 5 до 9 часов, то сейчас, если не лихачить, доехать можно за два с небольшим часа.

Когда будет готов объезд Симферополя, окончательно доделана развязка на Евпаторию, это разгрузит и столицу региона. Значительно проще станет добираться и к новому аэропорту Симферополя. Открытие рабочего движения означает, что по трассе начнется проезд и одновременно станет работать госкомиссия по приемке, которая должна будет дать заключение о соответствии. Планируется, что комиссия проработает до декабря, когда состоится официальное открытие «Тавриды».

Сама укладка дорожного покрытия напоминает филиал ада — шумно, жарко, дымно. Выходящая из укладчика так называемая «плита» имеет температуру 120 градусов. Поэтому, кстати, у дорожников любимая обувь — до сих пор выпускаемые еще советские кроссовки «Динамо». Только у них подошва выдерживает такой нагрев и не плавится. Но, когда видишь, как в этом аду рождается ровная, словно бархатистая на вид, уходящая между зеленых холмов куда-то вдаль, к бездонному крымскому небу, магистраль, ощущаешь гордость за страну и людей труда.

Евпаторийская развязка - важный элемент дороги в обход Симферополя

На одном из участков, недалеко от Симферополя, дорожников ждал сюрприз. Они в буквальном смысле едва не провалились под землю — вскрыли свод огромной карстовой пещеры протяженностью 1,7 км. Это оказалось открытием мирового значения, до конца еще не оцененным. Достаточно сказать, что здесь было найдено такое количество костных останков доисторических животных (около 100 кубометров костеносного слоя), живших более 1,5 миллионов лет назад, какое еще ни разу не удавалось обнаружить.

Кости доисторических животных, найденные в пещере

Чтобы сохранить и пещеру, и дорогу, было принято нестандартное решение. Опять же впервые в мире был возведен «подземный мост». Строители положили на 95 свай бетонное перекрытие метровой толщины и протяженностью 130 метров. Увидеть все это нельзя — «мост» находится внутри холма, по которому проходит трасса. Сейчас дорожники и ученые оборудуют входы в пещеру — она будет открыта для посетителей, и одновременно здесь будет продолжаться научная работа.

Дыра в земле- это боковой вход в уникальную карстовую пещеру

«Тавриду» строят всей страной: примерно половина рабочих из Крыма, остальные — практически из всех регионов России. Интересно, что это не просто гастарбайтеры, а квалифицированные рабочие, опытные дорожники. Что удивительно, нет обычных жалоб на зарплату. Сотрудник лаборатории, тестирующий покрытие, сказал, что получает около 70 тысяч рублей.

Тестирование проходит постоянно — на каждом уложенном за смену участке. Для этого прямо посередине полосы высверливается керн, который затем проверяют на прочность — достаточно ли уплотнение, произошло ли соединение разных слоев покрытия и так далее.

Кстати, когда заделывают получившееся отверстие, оставляют примерно сантиметровой высоты бугорок — вручную невозможно добиться нужной плотности, а вот проезжающие машины со временем утрамбуют его как надо.

Интересно, что все материалы, применяющиеся сейчас при строительстве дороги, — отечественные. Конечно, ничего удивительного в отечественной щебенке нет, но вся «химия», битум и специальный вяжущий полимер производятся в России нашими нефтяными компаниями.

Технология, по которой делают «Тавриду», самая современная из тех, что есть в мире. В первую очередь это касается самого дорожного полотна. Но не только. Дорога, по крайней мере на тех участках, по которым удалось проехать, производит очень хорошее впечатление — вся с иголочки, яркая разметка, современное освещение, отбойники и разделители потоков. Даже «покраска газонов» присутствует.

То, что принято считать «покраской», на самом деле — гидропосевные работы. Из большой автоцистерны голые откосы трассы заливают зеленой жидкостью — это смесь семян, удобрений и мульчи (молотой коры) с красителем. Краситель (он бывает и красным, но выглядит это слишком тревожно) помогает контролировать равномерность засеивания.

Но главное во всем этом — люди и их труд. Когда мы уезжали из Крыма, уже стемнело, но рабочие на трассе не останавливались ни на секунду. Было ощущение, что попал в какой-то пропагандистский советский фильм о стройках века. Но это была реальность, и это внушает оптимизм — ведь можем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28337 от 14 августа 2020

Заголовок в газете: «Таврида» — наша

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру