Жительницу Курска Ирину Корду можно смело отнести к редкому типу людей-победителей. Таких сколько жизнь ни бьет наотмашь, они все равно идут напролом. И побеждают. Будь то всенародно любимая телевикторина или Верховный суд.
— Ирина, это правда вы победили в «Поле чудес» в 2014-м? — сложно поверить, что миловидная улыбчивая брюнетка, которая пела для Леонида Якубовича песню собственного сочинения, и женщина, способная дойти до президента и одержать победу в Верховном суде без адвокатов, — один и тот же человек.
— Да, это я. Ой, это был самый счастливый день в моей жизни, самый удачный! — с нотками горести в голосе говорит Ирина Корда. — Больше такой удачи в моей жизни не было…
В бесконечный бой жизнь старшего вожатого школы-интерната Ирины Корды превратилась вскоре после победы в популярном телешоу. С тремя детьми — сыновьями Владом и Андреем и младшей дочкой Пелагеей — женщина живет в старом двухэтажном кирпичном доме на 18 квартир. В распоряжении семьи малогабаритная «двушка» с комнатами общей площадью 9 квадратных метров. Туда с «Поля чудес» Ирина привезла микроволновку и холодильник. Но по прихоти коммунальщиков в холодильник превратился весь дом.
— Местная управляющая компания в 2014 году продала котельную, от которой отапливалось наше здание, — рассказывает Ирина Корда. — Мы долго пытались что-то сделать, но дом так и остался без нормального отопления. Несколько зим мы жили без отопления. Спать ложились в шубах. Зимой температура в комнате была минус 17, как на улице. К нам приходили из органов опеки, а что толку? Тогда я решила — до Путина дойду!
Скромный педагог действительно в октябре 2017-го позвонила на «горячую линию» Владимира Путина. После этого звонка все закрутилось, как в пословице «гром не грянет — мужик не перекрестится». По словам Ирины, ей позвонили из благотворительной организации и сообщили, что на ее нужды выделено 150 тысяч рублей, которые будут потрачены на покупку котла. Но радоваться бесплатному сыру, как известно, — последнее дело.
Если зайти на официальный сайт школы-интерната и вбить в строку поиска фамилию «Корда», можно увидеть солидный послужной список Ирины. Ежегодные победы на конкурсах с группами воспитанников, лауреат фотоконкурса «Остановись, мгновенье» в номинации «Красота спасет мир». Но после октября 2017 года новых записей нет.
— Раньше ко мне на работе все очень хорошо относились. И коллектив, и директор. Я же давно там работала, с 2010 года. А после моего звонка на «горячую линию» президента все резко изменилось. Меня как будто перестали замечать. В конце концов директор велела мне написать заявление по собственному желанию, — сквозь слезы рассказывает Ирина. — Когда я спросила, почему, за что, получила в ответ: «Ты перешла дорогу влиятельному человеку». Где я ее перешла? Кому?
Уволили Ирину быстро. 7 ноября она написала заявление, а на следующий день уже официально не числилась в штате интерната. Двадцать дней после увольнения педагог приходила в себя и думала, как ей быть дальше. Слишком долго, как выяснилось! Ведь споры о восстановлении на работе подлежат рассмотрению только в суде, причем срок исковой давности очень короткий, всего один месяц. Но это юристам понятно. А для простых граждан — темный лес.
Ирина Корда в этот срок, естественно, не уложилась. Чтобы его восстановить, ей пришлось дойти до Верховного суда. В 2019-м женщина получила «добро» от ВС на подачу иска о признании увольнения незаконным. Но после этой маленькой победы удача от многодетной матери вновь отвернулась. Она с треском проиграла и первую инстанцию, и апелляцию с кассацией.
На днях Корда дошла до Верховного суда во второй раз. И, как и в 2019-м, высшая инстанция встала на ее сторону. Как подчеркнул ВС в своем определении, нижестоящие суды допустили в своих решениях множество нарушений закона.
Так, суд должен был выяснить, было ли заявление об увольнении написано добровольно и, главное, осознанно. Второе важное обстоятельство: понимал ли сотрудник последствия подачи заявления и разъяснил ли эти последствия ему руководитель. И, что немаловажно, рассказал ли босс о праве работника это заявление отозвать? Узнал ли о планах работника на будущее. Подыскал ли тот себе новое место? А если нет, то на что кормить семью собирается? Есть ли финансовая «подушка безопасности» на первое время, если с поиском новой работы труженик решил повременить?
Ничего из этого суды по делу Ирины не выясняли.
Сейчас Корда трудится в местном ЧОПе посменно. Пока мама на работе, дети присматривают друг за другом сами. Старшему Владу недавно исполнилось 18, и он может ухаживать за младшей Пелагеей.
Но больше всего Ирину злит то, что все старания оказались напрасными. Новый газовый котел, который установили благотворители, на деле оказался вовсе не новым. Он искрит и выдает странные щелчки. Женщина вызывала мастеров газовой службы, и те поставили котлу неутешительный диагноз: агрегат неисправен, использовать его опасно. Но педагог все равно не унывает и планирует судиться до победного.
Верховный суд вернул дело Ирины Корды на пересмотр. Чем закончится тяжба, пока можно только гадать. Уволенному педагогу придется наблюдать, как крутится барабан судебной машины, уже в третий раз.