В Москве все не так еще плохо. Сетки для пластика заполнены бутылками и канистрами из-под воды, а рабочие ЖКХ научились собирать картонные упаковки. Связывают их в пачки, хранят в сухих углах и грузят в иногда подъезжающую к мусорным бакам «Газель» — видимо, за некоторую компенсацию.
Но чуть отъехать от столицы — и картина нерадостная.
Да, почти везде на контейнерных площадках установлены предназначенные для раздельного мусора баки и сетки. На них красуются подробные инструкции: что надо туда бросать, какие бутылки-банки, с какой маркировкой. Но наполнены они тем же самым, что и большие контейнеры, предназначенные для вывоза на полигон. Все вперемешку: органика, пластик, стекло, картон, старое барахло и прочий хлам.
Раздельный сбор мусора, похоже, у нас не пошел.
Почему? Потому что мы люди отсталые, инертные и не можем, как европейцы, научиться сортировать отходы?
«МК» изучил проблему и понял, что этот момент имеет место. Но главная причина все же другая.
* * *
С 2014 года раздельным сбором во Владимире и нескольких других городах Владимирской области занимались местные компании «Спецтранс» и «УНР-17». Занимались, по российским меркам, очень успешно. «Спецтранс» ежемесячно получал от населения порядка 95 тонн, а «УНР-17» еще больше — 500 тонн.
Все эти тонны уходили не на мусорные полигоны, чтобы там гнить и тлеть, отравляя почву и воздух, а отправлялись на перерабатывающие предприятия, где превращались в новые продукты и товары.
В 2019 году в соответствии с требованиями мусорной реформы власти Владимирской области должны были выбрать региональных операторов — частные компании, которые будут ответственны за все, что происходит с мусором в их зоне.
Область была поделена на три зоны. Соответственно, были выбраны три регоператора.
Владимирские компании пытались претендовать на роль регоператора, но безуспешно. Выбрали не их. Тем не менее они рассчитывали остаться в бизнесе. Налаженные связи, хорошая репутация, техника, специалисты, рядовые работники, логистика. Во Владимире их прекрасно знают и власти, и население. Понятно, они должны продолжать.
Прежде они работали по договорам с администрациями города и области. С началом мусорной реформы функции подрядчика перешли к регоператору. Компании ожидали, что он заключит с ними контракты на ту работу, что они выполняли успешно в последние пять лет.
Этого не произошло. Регоператор ничего с ними не заключил. Поэтому в последние дни декабря 2019 года они вынуждены были убрать из дворов свои сетки для раздельных отходов и прекратить работать.
А сам регоператор раздельным мусором заниматься не стал.
И снова пришлось жителям выбрасывать отходы в общие контейнеры. И снова весь мусор, включая вторсырье: пластик, стекло, картон, ветошь — поехал из Владимира на мусорные полигоны, а не на переработку. Все вернулось на круги своя.
Директор «Спецтранса» Антон Сивков объяснил потом во владимирских СМИ, что их случай не единичный: «В ряде других регионов России появление новых регоператоров также разрушило работающие программы по сортировке отходов».
* * *
Тупо возить мусор на полигоны гораздо выгоднее и проще, чем организовать раздельный сбор и отправку на переработку.
По сути это два разных бизнеса.
Полигонный бизнес — примитивный. Вот грузовик, вот контейнер, вот полигон. Пересыпал мусор из контейнера в грузовик, увез на полигон, вывалил, получил деньги.
РСО (раздельный сбор отходов) — сложный, комплексный, интеллектуальный бизнес. Заниматься им трудно, а прибыли он приносит немного. Да и вообще никакой не приносит, если нет больших объемов и действенной поддержки властей, настоятельно рекомендующих заключать всем контракты с данной компанией РСО.
Еще один предприниматель из Владимирской области Алексей Васильев (город Киржач) рассказал «МК», как он в прошлом году пытался собирать раздельный мусор в садовых товариществах, но бросил.
«Не выгодно», — объяснил он.
Невыгодно, потому что из пяти СНТ два соглашаются, а три отказываются. И те, кто соглашается, все равно путают мусор: в предназначенную для пластика сетку упорно бросают тетрапак, памперсы, коробки из-под яиц.
«Приходилось повторно сортировать этот уже как бы разделенный мусор. Нанимать людей, платить им. Если бы мы обслуживали тысячу СНТ, тогда, возможно, удавалось бы заработать. А так выгоды нет вообще никакой».
Компания Васильева установила в садовых товариществах сетки для двух видов отходов — стекла и пластика. За вывоз одной сетки СНТ платило 500 руб. Если в товариществе было установлено десять сеток, вывоз обходился садоводам в пять тысяч. Совсем недешево. Но мелкому местному бизнесу все равно было невыгодно. Расходы на повторную сортировку и транспортировку не окупались.
Алексей Васильев работал в Филипповском поселении. Оно граничит с Московской областью и находится в другой «мусорной» зоне — не в той, где Владимир. Региональный оператор там тоже другой — не тот, что отжал «Спецтранс» и «УРС-17», но тоже не местный. Большая компания федерального масштаба. В отличие от владимирского регоператора она не пихала Васильеву палки в колеса, не выгоняла из СНТ, не запрещала ставить сетки. Причина, видимо, в том, что он очень мало забирал у садоводов мусора. Его работа не наносила ущерба полигонным вывозам, которыми живет регоператор. Но если бы наносила, его бы, конечно, выдавили.
Пресс-секретарь благотворительного проекта «Собиратор» Анастасия Базарнова подтвердила низкую доходность раздельного сбора как бизнеса: «Сбор вторсырья, накопление и отправка его в переработку — не прибыльная деятельность для «Собиратора».
Видимо, поэтому никаких столкновений с регоператорами по поводу дележки вторсырья у проекта никогда не было.
«За месяц проект собирает порядка 90 тонн вторсырья, а у регоператоров цифры в десятки тысяч тонн отходов в месяц. При этом вторсырье, которое они отсортировывают на своих линиях, приносит мизерную часть от общей суммы их доходов».
Если в зоне регоператора копошатся как муравьи мелкие предприниматели или волонтеры, понемножку собирающие пластик-картон, регоператор от этого почти ничего не теряет в деньгах. Но если какому-то «муравью» удастся раскрутиться и он начнет забирать существенные объемы мусора, которые могли быть вывезены регоператором на полигон, к нему, разумеется, будут приняты меры. Ведь он отбирает у регоператора прибыль.
* * *
Мы обратились в ФАС с просьбой разъяснить, как могут предприниматели, занимающиеся РСО, противостоять регоператору в борьбе за отходы.
Начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ Алексей Матюхин ответил исчерпывающе: «Правовая оценка может быть дана только при официальном обращении». Ну а поскольку обращение газеты неофициальное, никакой оценки у ФАС для нас нет.
Юридическую сторону дележки мусорных отходов разъяснила Анастасия Базарнова: «Регоператор заключает договоры с управляющими компаниями. Отходы переходят в собственность регоператора с момента помещения их в контейнер. До этого гражданин или организация вправе распоряжаться своими отходами самостоятельно, в том числе заключить договор на вывоз с имеющей лицензию организацией».
Другими словами, свои сетки для раздельного мусора в принципе может устанавливать любой предприниматель — лишь бы у него был заключен договор с управляющей компанией или СНТ.
Но, как пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук, здесь есть нюанс. Нельзя их устанавливать на контейнерной площадке регоператора, где стоят его контейнеры. Надо оборудовать свою площадку, отдельную. И она, конечно, должна отвечать требованиям СанПиН и Правилам обустройства площадок накопления ТКО, утвержденным правительством.
Вот это условие уже из разряда невыполнимых.
Очень сложно найти землю под вторую контейнерную площадку, когда в жилом секторе одна площадка уже есть. И даже если удастся найти, вряд ли такая площадка долго простоит, учитывая неприязненное к ней отношение регоператора, для которого она является прямым конкурентом.
* * *
Подводя черту под исследованием раздельного сбора отходов, можно сделать следующие выводы:
1. Если россияне немножко потренируются, то при сборе отходов они способны отделять пластик от стекла, а железо от ветоши. Успешный опыт Владимирской области и других регионов, начавшийся до мусорной реформы, это доказал.
2. Но заниматься этим им не придется, потому что мусорная реформа устроена очень хитро: она провозглашает сбор и переработку раздельного мусора как главную цель и одновременно организует все так, чтобы эта цель оставалась недостижимой.
3. Потому что на самом деле мусорная реформа задумана для того, чтобы отобрать полигонный мусорный бизнес у региональных и местных элит и передать его федеральным элитам, интересы которых и представляют повсеместно региональные операторы. Экология, чистая страна, цивилизованное обращение с отходами в этой конфигурации играют второстепенную роль.
P.S. Ежегодно в России образуется около 70 млн твердых коммунальных отходов. Перерабатывается 5–7%. Остальное захоранивается на свалках и полигонах.
В соответствии с национальным проектом «Экология» к 2024 году должно перерабатываться 36% отходов.
Для этого в масштабах страны должна быть выстроена система раздельного сбора мусора. Как-то иначе решить поставленную нацпроектом задачу нельзя.