Напомним, 29 июля министр здравоохранения Турции сообщил о введении новых ограничений. В частности, сказал, что на прилете всем туристам будет измеряться температура. У кого она окажется повышенной, придется в обязательном порядке тут же в аэропорту оплатить и сдать экспресс-тест на коронавирус по цене 15 евро. Всем, у кого COVID-19 подтвердится, а также его спутникам и соседям по самолету, как «контактным», грозит двухнедельный обсерватор по цене от 50 до 100 евро в сутки.
Самый первый чартерный рейс 10 августа вылетел из Москвы в Анталию. Борт был полностью загруженным. Из новшеств пассажиры отметили, что турецкая сторона изменила правила перевозки ручного багажа: отныне в салон самолета можно брать только ручные сумки и ноутбуки, вся более объемная ручная кладь должна быть сдана в багаж.
При приземлении самолет, как описывают его пассажиры, пропустили через водную арку. По причине малой загруженности аэропорта, погранконтроль и получение багажа удалось пройти непривычно быстро. Температурный контроль, к счастью, тоже ничего подозрительного не выявил. В зале прилета первых туристов приветствовал оркестр и представители отелей с цветами и шампанским. Но в целом аэропорт Анталии выглядел пустынным: большая часть магазинов и кафе закрыта, народу мало. Все прибывшие и встречающие в масках и перчатках, на каждом шагу антисептики.
Настя из Нижнего Новгорода прилетела в Турцию в числе первых туристов несмотря на то, что билета на чартер ей не досталось.
- Не смогла попасть на прямой рейс до Анталии, все расхватали, - рассказывает девушка. – Зато купила за 11500 руб с билет до Стамбула с посадкой в Кишиневе. И уж оттуда добралась до курорта. Меня сразу предупредили, что за отсутствие маски на улице штраф 900 лир, это 9 с лишним тысяч рублей. Без маски ничего не продадут в магазине и вообще туда не пустят. При входе в торговый центр измеряют температуру. А вот в ресторан главное войти в маске, а внутри уже можно снять. Постоянно в масках только официанты.
- А в общепите социальная дистанция соблюдается?
- Я как-то не обратила внимания, ресторан вообще полупустой был. Народу в Анталии пока непривычно мало. Многие отели стоят закрытые.
- Есть на курорте изменения, которые бросаются в глаза?
- При заселении в отель снова меряют температуру, а чемоданы забирают на санобработку. Еще странно, что мой отель, к примеру, вроде бы полностью заселен, а пляж при этом пустой. А для этого времени года просто вымерший! Возможно, это связано с тем, что сейчас у отелей ограничения по количеству постояльцев. Входить на пляж нужно в маске, но дальше ее можно снять. Лежаки стоят не так плотно, как раньше. Но пока народу мало, смысла в этом особого нет.
- Правда ли, что знаменитого турецкого шведского стола больше нет?
- Он есть, но теперь все блюда за стеклом, их нельзя наложить себе самостоятельно, надо просить у раздатчика. Из-за этого на раздаче очереди. Столы теперь расставлены подальше друг от друга и стулья за ними тоже. Например, за столом, за которым раньше могли сесть 6 человек, теперь сидят трое. Ножи, ложки и вилки запаяны в пакетики, как в самолете. На каждом столе антисептик. Говорят, что посуду и поверхность столов обрабатывают каким-то специальным составом, но это я точно не знаю.
- А бассейны и хаммамы работают?
- У нас все работает, включая спа-зону и фитнес-зал. Но на ресепшене предупредили, что теперь там можно находиться не более получаса. Каждые 30 минут помещения проходят дезинфекцию. Еще везде по отелю нанесена разметка для социальной дистанции, но, по-моему, соблюдать ее в таком виде невозможно.
- Ну что, понаехали к вам? – интересуюсь у нашего соотечественника Андрея, постоянно проживающего в курортном Мармарисе, куда туристы попадают из аэропорта Даламан, где накануне тоже приземлился российский чартер.
- Пока особенно никого не видно. У нас все давно работает – кафе, пляжи, рестораны, бары. Все почти так же, как в прошлом году. Но туристов поменьше. Главным образом британцы и украинцы. Россиян пока почти не видно. Видимо, пока еще наших очень мало.
Туристка из Москвы Алена, прилетевшая накануне в аэропорт Анталии с мужем и сыном, рассказывает о проблеме, коснувшейся многих российских отпускников.
- Мы забронировали отель в Кемере на июнь задолго до первых вестей о коронавирусе. Когда стало ясно, что в июне никто никуда не полетит, турфирма наш тур аннулировала, но деньги не вернула, а положила к себе на депозит. Пообещав, что как только границы откроют, мы сможем поехать по той же цене в тот же отель. Но на деле оказалось, что наш отель, который мы тщательно выбирали год назад, после карантина просто не открылся! Это мы узнали уже на месте. Мы не стали особо возмущаться, так как нас поселили примерно в такие же условия, только в другом месте. Но есть люди, чьи отели работают, но их почему-то за те же деньги засунули в какую-то дыру! Вот они, конечно, в шоке…
Об этой «турецкой засаде» предупреждают также многие блогеры в Сети. Ряд турецких отелей не счел выгодным или возможным возобновить работу в условиях жестких санитарных требований. Они советуют собирающимся на отдых в Турцию еще до поездки проверять в Интернете, открылся ли после карантина выбранный ими отель и существует ли в нем бронь на их имя.
- На одной только закупке рециркуляторов воздуха, антисептиков и средств защиты для персонала разориться можно! – сетует Аднан, владелец небольшого отеля под Кемером. – У нас семейное предприятие, мы посовещались и приняли решение, что пока не открываться нам выгоднее, чем все это соблюдать.
Попадание же туристов в «какие-то дыры», при том, что выбранные ими отели работают, отельеры объясняют «овербукингом», когда число забронированных мест превысило реальные. Это произошло вследствие повышенных мер ковид-безопасности, в связи с которыми отели вынуждены были на 20-30% сократить максимальное число своих гостей.