Когда в середине июля стало известно об утечке данных паспортов, Элла Памфилова, глава ЦИК, заявила государственному информагентству: «Что там за сведения, степень достоверности — никому не известно. Более того, сами по себе серии и номера паспортов без привязки к фамилиям, именам, отчествам персональными данными просто не являются». Степень достоверности оказалась тем не менее довольно высокой — хакеры продают эти данные, поскольку они позволяют заинтересованным мошенникам обновить уже имеющиеся у них базы и получить полную актуальную картину — ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС и даже кредитную историю. А дальше, в самом простом случае, дело техники: «Алло, Иван Иванов? Служба безопасности банка. С вашей карты зафиксирован перевод средств... Подтверждаете или нет?» — и так далее.
Проблема утечек будет только усугубляться. В первую очередь потому, что подавляющее большинство россиян вообще не видят в этом проблемы и не задумываясь оставляют свои данные где ни попадя.
В значительном числе случаев личные данные приходится оставлять, поскольку это требование государства, продиктованное в основном необходимостью контроля над гражданами и безопасностью. Открыли счет в банке? Извольте сообщить данные — вдруг вы террорист и деньги бармалеям переводите? Симку хотите купить? А вы кто? Сейчас в ряде регионов нельзя даже транспортную карту анонимно пополнить.
Но и сами граждане крайне наплевательски относятся к своим данным, поскольку просто еще не научились жить в цифровом мире. Люди оставляют свои данные на самых разных сайтах, в магазинах, например, при оформлении скидочных карт, участвуя в розыгрышах призов и так далее. Куда идут эти данные, как хранятся — никого не волнует. Центробанк считает, что источниками утечек становятся чаще всего интернет-магазины, торговые площадки в Сети, а также Telegram-боты. Чаще всего данные там никак не защищены. Потому что утечки идут даже из «серьезных» организаций.
Только за последний месяц СМИ писали, что в Сеть утекли данные миллиона московских автомобилистов, данные на почти 600 тысяч покупателей и продавцов популярных сайтов объявлений, данные учеников языковой школы...
Более трети утечек персональных данных, связанных с COVID-19, произошли в России. На федеральном уровне Минкомсвязи объявило, что данные россиян из цифровых пропусков уничтожены. В Москве была другая система, и данные не уничтожены до сих пор, поскольку идут какие-то судебные процессы. То есть ваша транспортная карта (если вы ее не сменили, как это сделал я) до сих пор привязана к паспорту. И теоретически (не факт, что на практике) все данные обо всех ваших передвижениях по городу фиксируются. Зачем — это другой вопрос.
А что будет, когда в 2022 году в России появится Единый федеральный информационный регистр данных обо всех гражданах? В странах, где цифровизация развита лучше, чем у нас, персональные данные — востребованный и дорогой товар.
Конечно, это забота государства. Сейчас, например, готовится закон об уголовной ответственности не только для продавцов, но и для покупателей баз данных. Кроме того, планируется увеличить штрафы за утечки данных.
Но и гражданам пора приучаться думать. Хотя бы о том, как голосовать.