Как пояснил «МК» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, клиенты одного из крупнейших мобильных операторов страны столкнулись с необычной проблемой. Оператор продолжал начислять абонентскую плату после блокировки номера — то есть компания взимала плату за услуги, которые по факту уже не предоставлялись.
За год у некоторых клиентов, переставших пользоваться услугами, неожиданно образовалась задолженность в районе 5000 рублей. Выбивать долг оператор направил коллекторов. Абоненты получили письма с требованием немедленно погасить задолженность. В противном случае коллекторы угрожали возбудить уголовное дело по ч.1 ст. 159 УК (мошенничество), по которой должник может отправиться в тюрьму на срок до двух лет или получить крупный штраф.
— Понятно, что эти «страшилки» рассчитаны на людей со слабой психикой или просто безграмотных. Цель коллекторов — оказать давление на человека. Именно поэтому мы считаем, что оператор своими действиями не только нарушает нормы Гражданского кодекса, взимая плату за не оказанную услугу, но и может нанести вред здоровью человека. Поэтому мы решили сразу обратиться в Роскомнадзор и потребовать приостановить лицензию этого оператора, — рассказал эксперт.
Угрозы от коллекторов поступили и тем, кто направил оператору заявление о расторжении договора. Павел Шапкин отмечает, что даже после такого заявления оператор продолжает начислять задолженность в течение как минимум одного месяца. Эксперт сам приобрел сим-карту оператора, и после того, как ему заблокировали номер, задолженность продолжала расти. К долгу добавляются и пени — 1% от суммы долга в день.
— Региональные управления Роспотребнадзора делали разъяснения по этому поводу — советовали абонентам не оплачивать долг, а идти в суд. Но до суда дойдут не все, и кто-то под угрозами и давлением коллектора отдаст оператору незаконно начисленную сумму.