Советскому человеку, за исключением немногих узких специалистов, знать иностранные языки было незачем, а потому преподавали их так, что даже после вуза основным ответом на анкетный вопрос о степени знания иностранных языков в нашей стране был: «Читаю и перевожу со словарем». То есть: «Языка не знаю».
Долгие годы жить это никому не мешало. Но когда перед основной массой наших людей внезапно открылась заграница, стало понятно: попавшие за рубеж без знания иностранных языков совершенно беспомощны. Все более остро нужду во владении языками стали испытывать и не покидающие пределов России — для учебы, для работы, для саморазвития. И тогда вначале было принято решение начинать изучение иностранных языков в общеобразовательных школах со 2-го класса, а затем и проверять полученные знания на обязательном ЕГЭ по иностранным языкам.
У идеи, как водится, нашлись как сторонники, так и противники. Но если к числу первых, как правило, принадлежали жители крупных, особенно, столичных городов, то вторую часть представляла глубинка. Причем, отнюдь не в силу косности и отсталости каких-то «медвежьи углов». Просто выяснилось, что преподавать иностранные языки так, чтобы ЕГЭ по какому-нибудь английскому сдали все, а не горстка выпускников, с малолетства занимающихся с репетиторами, некому. И чем дальше от столиц находится та или иная школа, тем острее там эта проблема.
Впрочем, и в столицах далеко не все идеально. Слишком многие наши педагоги изучали свой предмет во времена, когда иностранные языки были нам ни к чему (см. выше) и именно эти «знания» несут сейчас своим ученикам. Тех же, кто знает язык хорошо, активно переманивают из школ разные компании и фирмы. И делают это весьма успешно. В итоге — острейшая проблема качества обучения.
Быстро осознав ее, общество стало все более активно выступать против введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам. Правда, как и в случае с эвфемизмом «Читаю и перевожу со словарем» вместо ясного и понятного: «Языков не знаю», оно также предпочло выражаться иносказательно: «Такой ЕГЭ противоречит Стратегии национальной безопасности России и интересам страны» и вдобавок пойдет «в ущерб изучению русского языка, математики, истории и других предметов»,- заявил, к примеру, недавно Национальный родительский комитет.
Многих эта аргументация озадачила, но остроты проблемы не сняла. Между тем протесты по мере приближения 2022 года только росли. И вот результат: «По итогам широких обсуждений с общественниками и экспертным сообществом Минпросвещения,- как сообщили накануне в ведомстве,- подготовило проект приказа, согласно которому иностранный язык не входит в число обязательных предметов государственной итоговой аттестации обучающихся. Позиция основана на многочисленных оценках экспертов о нецелесообразности введения обязательной сдачи экзамена по иностранному языку. При этом он по-прежнему останется в числе предметов, которые обучающиеся сдают по собственному выбору».
Правда, в министерстве подчеркивают, что «что данный проект пройдет все необходимые стадии согласования, включая общественное обсуждение, и итоговое решение будет принято только после прохождения всех процедур согласования». Но все понимают: итог обсуждения предрешен.
- Отмена обязательного ЕГЭ по иностранным языкам — абсолютно верное решение,- заявил «МК» глава Общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин.- Конечно, мир стал глобальным, и знание иностранных языков не помешает. Но по факту оно нужно далеко не всем россиянам. Так что ставить знание иностранных языков в один ряд с языком государственным или со знанием математики не стоит. Кроме того не секрет, что преподавание этого предмета в наших школах, мягко говоря, сильно хромает. А при обучении на уровне плинтуса требовать на экзамене ответа на уровне крыши неправильно! Это значит открыть дорогу профанации и принуждать семьи брать дополнительных репетиторов!