— Дмитрий Валентинович, насколько я знаю, вуз, носящий имя Иосифа Кобзона, бросил вызов пандемии. И победил?
— Иосиф Давыдович руководил нашим институтом с 2015 по 2018 год. Сейчас у нас идет работа по созданию музея, посвященного его деятельности. И мы надеемся, что в начале октября, ко Дню учителя, этот музей откроется. Что же касается пандемии, то когда она началась и все образовательные учреждения поспешили уйти на долгосрочные каникулы, мы, посовещавшись с профессорско-преподавательским составом, решили этого не делать. И хотя многие говорили, что учить актеров в режиме онлайн нельзя, нам захотелось провести эксперимент и попробовать продолжить обучение.
— Как вы его организовали?
— Начали с теоретических курсов: история русского театра, история зарубежного театра, теории актерского искусства и т.п. Но сначала провели заседание всех наших кафедр, где рассмотрели все учебные программы института и создали перечень вопросов, по которым затем можно было бы провести срез знаний студентов, полученных ими во время пандемии. Затем закупили профессиональную платформу Zoom, снабдили каждого преподавателя компьютерным блоком, создали в вузе специальный центр, где установили 30 компьютеров и где постоянно работал администратор, который управлял всеми конференциями. И только тогда вышли с согласованными идеями к студентам и три месяца накачивали их теоретическими курсами.
— И успешно? Что показала сессия?
— Срез знаний показал, что коэффициент полезного действия теоретических курсов был на высоте: студенты усвоили их отлично! Но мы в режиме онлайн вели и практические занятия. И в целом смогли сохранить практически все расписание.
— Говорят, практические занятия онлайн в творческой сфере невозможны...
— Да, основные трудности возникли именно с практическими курсами — сценические танцы, сценическое движение, вокальное искусство, сценическое искусство. А мы ввели дополнительно практические онлайн-занятия. Например, в рамках курса «Сценическое движение» — акробатику или современные танцы, вроде хип-хопа. Короче говоря, то, что не требует для исполнения больших пространств и годится для занятий дома. Или взять пение. На онлайн-занятиях мы смогли добиться должного звучания — сделать так, чтобы звук не отставал.
— Это возможно на всех направлениях подготовки творческой направленности?
— Увы, не в полной мере. Скажем, ребят с направления актерского искусства удалось полностью сохранить в форме. И даже вооружить их новыми навыками: мы научили их делать видеовизитки и электронные портфолио, где студент рассказывает о сыгранных им ролях и прилагает видеоролики его сценической деятельности, для чего мы включили в учебные планы новые программы по монтажу, которых раньше не было. Но, скажем, с хореографией дело обстоит сложнее: для практических занятий там необходимо большое пространство, нужно ставить парный танец и т.п.
— И что же? Те, кто учатся хореографии, останутся за бортом, если режим самоизоляции — а с ним и дистанционного обучения — продлится впредь?
— Вовсе нет! Мы учли полученный опыт и сейчас активно создаем модульную систему обучения. Что будет с эпидемиологической ситуацией дальше, неизвестно. Поэтому, пока есть возможность, мы максимально задействуем модули практических занятий — то, что надо делать живьем. А теоретическую часть учебной программы, которую в случае чего можно провести и в режиме онлайн, мы оставим на будущее. Мы попытались — и смогли! — найти положительные моменты в безвыходной ситуации пандемии. Главное, что мы поняли: учить в режиме онлайн по творческим специальностям можно! Хотя, конечно, не постоянно: полностью от личного общения педагогов со студентами отказаться нельзя.
— А выпуск в этом году вы тоже провели онлайн?
— При выпуске мы сочетали режимы онлайн и офлайн. И также попытались использовать эту ситуацию на пользу студентам. Так, моноспектакли по Zoom у ребят принимала вся кафедра, включая заслуженных и народных артистов России. А ведь то, что их посмотрели звезды такой величины, очень важно для их дальнейшей карьеры. Той же цели служат и портфолио с видеовизитками, о которых я говорил. Этот опыт оказался таким удачным, что мы сохраним его и в будущем.