Питер все никак не выберется из топ-5 городов, лидирующих по числу заражённых. Число инфицированных то падает, то снова растёт, но в целом остаётся стабильно высоким - 172 больным подтвердили диагноз за вчерашний день.
Мы уже писали о сложностях, связанных с диагностированием этой инфекции в северной столице - не хватает тестов, некоторые пациенты ждали результатов анализов месяцами. В том же Петербурге зафиксировали почти 10-кратный рост внебольничных пневмоний. Наибольший рост числа внебольничных пневмоний, по городской статистике, пришелся на май 2020 года.
Тем не менее, по данным Смольного всего 1945 человека умерли в городе с начала пандемии - хотя и эта цифра, получается, весьма внушительная в соотношении с общим числом заболевших, эксперт утверждает, что она не соответствует реальному положению вещей.
Депутату Борису Вишневскому удалось получить, как он считает, доказательство правоты своей версии от самого... петербургского Роспотребнадзора.
Борис Вишневский запросил данные о количестве обращений из медицинских учреждений, связанных с разъяснением порядка и способа захоронения умерших как непосредственно от подтверждённого коронавируса, так и лиц, скончавшихся от внебольничных пневмоний и c подозрением на COVID-19. Как известно, именно Роспотребнадзор регламентирует эти правила и контролирует их исполнение.
И выяснилось, что по состоянию на конец июня (депутату прислали сведения по 25 июня 2020-го года) всего таких обращений было отправлено 4937: с апреля по май 2020-го - 2533 человек и 2404 с мая по июнь.
«Причём (это мне подтверждают главные врачи клиник) их число точно соответствует количеству умерших. Более одного обращения по одному случаю смерти больница не направляет, - объясняет Борис Вишневский. - В свою очередь, Роспотребнадзор (мне это также подтвердили в ведомстве) не регистрирует более одного обращения по одной ситуации с погребением. Следовательно, количество обращений в Роспотребнадзор - это и есть количество умерших за соответствующий период. Теперь судите сами, насколько достоверна официальная местная статистика».
- Количество запросов на особый статус погребений умерших с COVID-19 – это принципиальный показатель? - поинтересовался «МК» у Бориса Вишневского.
- Да, или ковид или больничная пневмония, или подозрение на ковид, для таких умерших требуется специальное разрешение Роспотребнадзора и применяется особый порядок захоронения. Насколько я знаю, в Москве внебольничная пневмония вся диагностируется как ковид. У нас в Санкт-Петербурге это не так.
- Как же вы добились того, что Роспотребнадзор предоставил вам цифры, настолько сильно отличающиеся от официальных, да ещё и на своём бланке?
- Для того, чтобы получить этот ответ Роспотребнадзора, мне потребовалось отправить туда два запроса и раз тридцать ещё позвонить. Хотя отвечать на запросы депутатов они, естественно, обязаны.
- Но они понимали, что, написав вам такие сведения, опровергают все, что говорилось о летальности от коронавируса в городе на Неве раньше?
- Комитет по Здравохранению Санкт-Петербурга почти сразу начал пытаться объяснить расхождением цифр Роспотребнадзора с принятой статистикой, но, по-моему, очень неубедительно. Они стали доказывать, что включили в официальную статистику только ситуации, когда коронавирус считается основной причиной смерти.
Но разве это правильно – надо смотреть, выжил бы этот человек, пусть и с хроническом заболеванием, если бы не заболел ковидом? Однако даже если вычесть то количество смертей, о котором они говорят, когда был диагностирован коронавирус, а больной скончался по другой причине, то все равно остаётся дополнительных 2600 смертей на дату, которую они предоставили, 25 июня. Расхождение в 2,6 раза.
- В Санкт-Петербурге за весь этот период до начала июля было удручающее положение вещей не только по смертности, но и по заболеваемости. Насколько эта тенденция сохранилась в середине лета?
- Заболевают по-прежнему достаточно много. Как мне представляется, не во всех случаях коронавирус даже диагностируют, в части ситуаций стараются поставить совершенно другой диагноз, чтобы не ухудшать общие статистические показатели, мол, мы уже "прошли пик заболеваемости и эпидемия идет на спад". Но абсолютно точные данные по этому вопросу может дать только патолого-анатомическое исследование.
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга так прокомментировал ответ местного Роспотребнадзора депутату: официальные данные отражают то количество умерших, у которых новая коронавирусная инфекция стала первопричиной смерти. Между тем, в первом полугодии 2020 года у более чем 2400 человек COVID- 19 был выявлен, но скончались они от последствий тяжелых хронических заболеваний.
Так, если человек умирает от инфаркта миокарда или инсульта, и коронавирусная инфекция признается не основным, а сопутствующим заболеванием, он попадает в статистику умерших от инфаркта или инсульта. Если человек погибает в ДТП и у него посмертно обнаруживается носительство COVID-19, основной причиной смерти становится ДТП. В том случае, если у человека прижизненно была внебольничная пневмония и клиническая картина COVID-19, но наличие коронавирусной инфекции не удалось подтвердить лабораторно, он захоранивается по тем же правилам, что и больной с COVID-19.
Так что вопрос, умер человек «ОТ» ковида или «С» ковидом, по-прежнему остаётся одним из основополагающих в истории мировой пандемии, тем более, российской ее части.
Особенно если учесть, что даже ближайшие последствия коронавируса бьют по всем органам и системам человеческого организма, а умереть можно, уже выйдя из стационара. Вот один из случаев: пациент выписался после диагностированной ковидной пневмонии и скончался через две недели от того, что оторвался тромб. В свидетельстве о его смерти COVID-19 не фигурировал уже ни в каком качестве, такие люди не попадают вообще ни в какую статистику, кроме ЗАГСов, которая в целом по стране будет подсчитана не раньше конца года. Тогда мы и поймём, сколько «лишних» людей потеряла страна за 2020-й.
Читайте также: С коронавирусом на российских курортах творится ад: рассказы зараженных