Бывший главный санитарный врач Москвы разгромил меры борьбы с коронавирусом

«Почти все было сделано неправильно»

Масочно-перчаточный режим, длительная изоляция детей и дезинфекционная обработка открытых пространств — все это средства, которые далеки от эффективности в борьбе с распространением коронавируса. К такому выводу пришли специалисты Института вакцин и сывороток им. И.И Мечникова, оценив качество применяемой в стране противоэпидемической защиты населения от COVID-19. В разговоре с заместителем директора института, в прошлом главным санитарным врачом Москвы Николаем Филатовым мы попытались выяснить основные промахи нынешней кампании по противодействию вирусу, исходя из здравого, научного смысла.

«Почти все было сделано неправильно»

тестовый баннер под заглавное изображение

– Во-первых, хотелось бы отметить первую главную ошибку: число людей с выявленным вирусом у нас постоянно связывают с количеством заболевших, что в принципе не верно, - говорит Николай Филатов. – Человек может быть инфицирован, но не болен, если у него нет клинических симптомов: повышенной температуры, кашля, головной боли и пр. Если сейчас всех обследовать на вирус герпеса, он есть почти  у всех, если обследовать на вирус папилломы человека, он найдется почти у 30% людей. И что нам теперь делать? В стационар? Закрыться и сидеть дома?

Второй вопрос: почему вспышка коронавирусной  инфекции в Китае приобрела столь пристальное внимание СМИ и с самых первых дней преподносится в агрессивном виде, а порой просто в фальсифицированной, пугающей форме? Мне как эпидемиологу это непонятно. Дело в том, что за 25 лет к нам проникали вирусы и пострашнее, и ни один не вызывал такого ажиотажа.  Вот возьмем H5N1 — птичий грипп. Его летальность - 52,8%, то есть половина(!) заболевших умирает. H1N1 (свиной грипп), вызывавший пандемию, — 17,4%. SARS -  9,6%. В 2012 году появился новый птичий грипп H7N9 с летальностью 34,4%. И нам при тех вспышках почему-то не приказывали закрыться, а сделали это именно сейчас при летальности в 0,2 %. Это точно не эпидемиология, не естественный процесс,  процессом рулят другие причины, возможно политико-экономического характера.

По словам Филатова, паника в связи с коронавирусом могла быть усилена большой скоростью распространения информации и появления современных технологий, которые помогли улучшить  визуализацию поражения легких на компьютерном томографе (КТ):

– В Китае только возникло вспышка пневмонии в Ухане, как по всему миру разлетелись картинки с КТ, на которых показано, как... на глазах исчезает легкое. Конечно, это впечатляет даже медработников. При какой, скажите, опасной инфекции у нас тест-система по ее выявлению появилась раньше развития эпидемии? Никогда такого не было! А сейчас есть. Зачем, кому понадобилось раскручивать механизм всеобщей паники, в котором, кстати, СМИ сыграли главную роль? Вас же было не остановить. Вот бы вы так активно пропагандировали риск возникновения рака шейки матки у девочек, связанный с вирусом папилломы человека. Вот это по-настоящему смертельное заболевание, приводящее к летальному исходу в 30 процентах случаев. И потому я сильно возмущаюсь, когда читаю или слышу где-нибудь в общественном транспорте, когда людям объявляют, что новый коронавирус смертелен. Что  дает им право так спекулировать на нашем страхе?!

– Перейдем к собственно мерам, применяемым в борьбе с коронавирусом. Что по-вашему, было сделано неправильно?

– Почти все: и масочно-перчаточный режим, и дезинфекционная обработка открытых пространств, которая лишь создает условия для  появления устойчивых к дезинфектантам микроорганизмов, и длительное лишение свежего воздуха населения, особенно детей. Даже данные по росту летальности от коронавируса, который не снизился, а вырос по стране за последние три месяца (и это несмотря на снижение количества выявленных случаев заражения). Судите сами: в начале пандемии, 26 апреля летальность фиксировалась на уровне 0,92%, а на 15 июля мы имеем уже 1,57%. И это после того, как наш Минздрав поменял семь(!) схем лечения болезни.

– Получается, ничто не останавливает этот вирус?

– Получается, что после того, как вирус попал в популяцию, «выкурить» его невозможно, он всепроникающий, передается в основном только воздушно-капельным путем. И для того, чтобы как-то притормозить распространение инфекции по стране (для чего и были направлены все вышеперечисленные меры), надо было все-таки больше слушать именно ученых, эпидемиологов, – специалистов, которые, не видя вируса, способны проанализировать ситуацию и дать власти представление,  как он проходит, что с ним происходит и что надо делать.

   Вот для чего, спрашивается, изолировали детишек, заставили их томиться в душных квартирах в течение нескольких месяцев? Детские сады и детские площадки — мощнейший фактор сдерживания вирулентности (опасности) вируса. Циркулируя в детской среде вирус быстро (если не мгновенно) утрачивает свою «злость»  и в дальнейшем практически не отличается от  четырех  вариантов  коронавирусов  уже освоившихся  в человеческой популяции.

Совсем другая ситуация складывается среди скопления в одном месте лиц пожилого возраста. Там циркуляция возбудителя, наоборот поддерживает высокий уровень вирулентности вируса,  вызывая тяжелые клинические проявления заболевания  и летальные исходы. У нас же нередко для пенсионеров выделяли определенное время для посещения магазинов и поликлиник, что только способствовало усилению инфекции.

– Почему бесполезны маски и перчатки?

– Ношение масок оправдано только людьми, входящих в группу риска, а перчатки бесполезны для всех, так как вирус распространяется только воздушно-капельным путем, - заражений  же  через кожные покровы в научной литературе не описаны. Для профилактики респираторных вирусных инфекций значительно важнее организация воздухообмена в местах скопления людей, которая боролась бы с  накоплением вируссодержащих аэрозолей.

Вот, кстати, как вы думаете, почему у нас большой процент заболевших врачей? К примеру, на Камчатке он составил 13%. Да потому что есть недочеты при организации режима эпидемиологической безопасности в стационарах. Зашли медработники в «красную зону» и работают в ней по 12 часов. А ведь аэрозоли, содержащие выдыхаемый вирус от больных там только накапливаются, создавая очень большой риск заражения причем не только для самих врачей «красной зоны», но и их коллег из «зеленой». В таких случаях было бы правильно установить в коридорах мелкодисперсные распылители воды с нейтральным анолитом (специально подготовленным соляным раствором). Такие растворы способны убить даже сибирскую язву, а уж коронавирус тем более. 

Кстати, на Кубе по сравнению с Россией очень низкий процент заразившихся врачей. Почему, как вы думаете? Их не держат в «красной зоне» по 12 часов и защищают интерферон-содержащими препаратами.

– Есть ли смысл применять такие препараты всем нам?

– Думаю, людям, у которых все нормально с иммунитетом, кто не попадает в группу риска по профессиональной принадлежности, по возрасту или наличию хронических заболеваний, делать этого не нужно.  

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру