— Бубонная чума — это природно-очаговая инфекция. Заболевший мог съесть мясо сурка – крупного полевого грызуна, который является переносчиком возбудителя чумы. Также во время снятия шкурки с больного зверька, на охотника могла прыгнуть инфицированная блоха, живущая в густом мехе тарбагана, и укусить его. И чумная палочка, которая есть в организме блохи, попадает к человеку. И потом по лимфатической системе доходит до ближайшего лимфатического узла, который увеличивается вследствие воспаления, набухает и превращается в буббон. Чаще всего он возникает в подмышке, в паху или на шее. Человека начинает лихорадить, наблюдается тяжелая интоксикация.
— Это форма чумы, которая издавна была известна, как «тарбаганья болезнь», передается от человека к человеку?
— Чума бывает бубонная, легочная и септическая. Бубонная чума не передается от человека к человеку. Но у пожилых, ослабленных людей, бубонная чума может перерасти в легочную чуму. Такие случаи описывали во Вьетнаме. Там были целые поселки, где жители были поражены бубонной чумой. И у людей преклонного возраста она переходила сначала в септичекую форму. Из бубонна происходило заражение крови, очаги разносились по всем органам. И бубонная чума переходила в легочную. А вот легочная чума уже может передаваться воздушно-капельным путем от человека к человеку. Но, надо заметить, сейчас массовой легочной чумы не бывает.
— Грозит ли нам эпидемия?
— Большой, системной опасности нет. Массовой эпидемии не будет. Ныне зафиксированы лишь единичные случаи. В прилегающих к Монголии районах работают наши противочумные станции, которые следят за сурками, исследуют их на наличие патогена. За ними идет постоянный контроль. В случае угрозы, специалисты Иркутского противочумного научно-исследовательского института предупреждают население.
И если от короновируса COVID-19 нет пока ни вакцины, ни лекарства, то от чумы есть и то, и другое. Специалисты, которые работают с чумой, прививаются. Но, если в определенном районе возникает опасная ситуация, то прививают также и все население. Также при желании могут привиться и охотники.
Кроме того, есть еще антибиотики, которые очень хорошо помогают при чуме. Так что большой опасности нет. Хотя единичные случаи заражения возможны.
— Какая летальность при этом заболевании?
— Если возникает легочная чума, то летальность в этом случае довольно высокая, но ее в наше время практически не наблюдается. При бубонной чуме, если своевременно были приняты антибиотики, летальность будет минимальной.
— Несмотря на то, что тарбаган имеет резкий и специфический запах, для степных жителей в северной части Китая, а также в Монголии, мясо этого сурка – деликатес? Вот и ученые считают, что в его мясе содержатся те же жирные незаменимые аминокислоты, что и в рыбе.
— Это связано с древними традициями. Кочевые народы считали, что мясо сурка придает им силы. Но от тарбагана идет и большая опасность. Если чума распространяется в каком–то районе, то от сурков она может перейти к другим диким животным на значительной территории. Тут речь уже может идти об эпизоотии. Поэтому опасно есть мясо диких животных. Мясо, которое мы покупаем в магазинах и на рынке, проверяют. А мясо дикого животного никто не подвергает лабораторному анализу. Поэтому есть запрет на потребление мяса сурков. Но он нарушается, в том числе и у нас. Например, несколько лет назад был случай, когда местный житель в Алтайской республике съел мясо сурка и заразился бубонной чумой. Но был изолирован и прошел антибактериальную терапию.
— Вам доводилось бороться с этой опасной инфекцией?
— Бубонную чуму я видел в Монголии, а также в Индии в 1994 году, где была также и легочная чума. В Индии, в городе Сурат, я работал в составе международной команды ВОЗ. Чуму там не сразу распознали. Медики забили тревогу, когда сразу в нескольких госпиталях Сурата умерли в течение суток пять больных, которые поступили с пневмонией. Лабораторное подтверждение диагноза поступило только через три дня. Страна была закрыта. Стояла жара. Мы работали в противочумных костюмах, разрабатывали эффективные мероприятия по ликвидации чумы. Всего в Индии вспышка чумы унесла 56 жизней, 52 человека умерло в Сурате.
Это не новая инфекция. Врачи знают, как бороться с чумой.