Студентам предложили разрешить учиться в нескольких вузах

Эксперт: «Это можно сделать прямо сейчас»

В профессиональном сообществе активно обсуждают идею Минобрнауки предоставить студенту возможность проходить 20% курсов в других вузах, причем обеспечить это должна будет его основная альма-матер. В том, что принесет эта идея как студентам, так и вузам в целом, вместе с «МК» разбирались ведущие эксперты.

Эксперт: «Это можно сделать прямо сейчас»

- Мысль очень хорошая и правильная,- убежден ректор Российского нового университета Владимир Зернов.- Главный её смысл в том, чтобы готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов. А для того чтобы быть конкурентоспособным, надо знать больше, чем твой конкурент, владеть и фундаментальными, и прикладными знаниями, а главное — уметь правильно этими знаниями пользоваться. При этом качество знаний зависит не только от способностей и старательности студента, но и от таланта преподавателя. Именно поэтому так важно, чтобы как можно больше учащихся могли слушать лекции лучших профессоров.

По словам эксперта, данный подход отлично работал в советской системе высшего образования, которая много десятилетий была лучшей в мире: «Советские студенты могли слушать лекции и посещать семинары в других вузах. Например, студенты МФТИ, учась на одной кафедре, могли спокойно ходить на занятия другой. Я, например, в свое время специально приезжал в МГУ (а от Долгопрудного, где базируется Физтех, до Воробьевых гор добираться приходилось два часа), чтобы послушать лекции академика Тихонова!»

Правда, тогда для этого достаточно было предъявить на входе в МГУ студенческий билет МФТИ, а сейчас в «чужой» вуз без предварительной записи не пройти. «Не пройти» и в вуз, находящийся в другом городе. Но тут должно сказать свое слово дистанционное обучение. Конечно, очное образование не может быть полностью заменено дистантом. Но использовать его элементы может и должно. А это позволит любому студенту из любой точки мира изучить интересующий его курс, не ограничиваясь рамками своего вуза, города и даже страны. Кстати, недавно Индия вышла с предложением к российским математикам организовать школу для обучения их программистов, и в частности - в РосНОУ, являющемся одним из лидеров нашей страны в сфере подготовки математиков. И это симптоматично.

По оценке Зернова, «современные спецкурсы особенно актуальны для тех направлений подготовки, по которым мы конкурентоспособны в мире и, конечно же, для экспортно ориентированных направлений. В первую очередь это касается IT-специальностей. В рамках программы одного вуза практически невозможно организовать полноценное обучение хотя бы потому, что IT-среда слишком изменчива, в ней очень быстро появляются новые разработки и технологии. Есть интереснейшие вещи, которые можно и нужно слушать в других вузах и организациях — например, в Институте проблем передачи информации РАН. А по большому счету «обмена» учебными курсами требуют практически все направления подготовки в сфере телевидения, культуры, юриспруденции. По этим и многим другим направлениям есть столько специальных приёмов обучения, что собрать их все в одном вузе просто невозможно».

- Слушать часть курсов в «чужих вузах» - гораздо более продуктивный путь, чем каждому университету наращивать все свои модули и программы,- не сомневается директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.- Поэтому нет никаких оснований ограничивать выбор студентов лишь своим вузом или даже вузами своей страны. Это могут быть и зарубежные вузы, в том числе путем дистантного обучения или в виде стажировок. При этом 20% курсов, прослушанных «на стороне», представляется очень взвешенной цифрой, т.к. это и есть объем вариативной части учебного плана, который имеют право выбирать сами учащиеся.  Это очень реалистичный показатель!

Реализовывать эту программу, по оценке Абанкиной, можно (и нужно) уже хоть сейчас. Однако есть на этом пути и препятствия, признала она:

- Прежде всего, у нас слабо развита система взаимного признания вузами курсов. Например, ребята из МГТУ им. Баумана, отучившись во Франции, по возвращении в Россию были вынуждены досдавать все предметы программы в полном объеме. А это неправильно. Кроме того, наши студенческие обмены пока в основном идут лишь на основе межвузовского сетевого взаимодействия на договорной основе с взаимным зачетом пройденных курсов и установлением их сроков. А эта модель учитывает лишь договоренности вузов, а не выбор курсов студентами. Более же радикальный путь — предоставление студентам сертификатов с оплатой определенной части образовательной программы в другом вузе — требует изменений нормативной базы, которых пока нет. Есть и другая проблема. При данном раскладе ряд слабых вузов рискует потерять часть своих студентов, а это может возникнуть напряженность в вузах со слабыми программами.

Но кто выиграет от новшества однозначно, так это сами студенты, заверил «МК» глава Общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин:

- Когда у людей есть право выбора, это всегда хорошо: сам решаешь, какой тебе нужен курс, какой преподаватель. А в итоге, может, даже поймешь, правильно ли выбрал основной вуз, в котором учишься. Преподавателей это точно простимулирует к развитию, а не к бронзовению, к чему, увы, склонны некоторые из них. А, значит, в конечном итоге это будет способствовать общему повышению качества нашего образования в целом и работы вузов на потребителя в частности!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру