Исследования, которые провели на пяти десятках COVID-положительных добровольцах ученые Института общей физики имени А. М. Прохорова РАН (ИОФ РАН), показали, что вирус сдался под напором красителя: симптомы исчезли уже на следующий день и пациенты выздоровели. И все же врачи оценили результаты открытия с большой долей скепсиса.
Ученые ИОФ РАН не сомневаются в том, что краситель метиленовый синий может достаточно быстро уничтожить в организме коронавирус нового типа. Данные своего исследования они уже отправили в научный журнал Nature Medicine.
Как пояснили исследователи, раствор метиленового синего не впервые применяется в медицинской практике: его пользуют для лечения пациентов, получивших отравление угарным газом, а также при инфекциях мочеполовой системы, септическом шоке, малярии. Поэтому протестировать синьку на пациентах с новым коронавирусом решили не просто так.
Для усиления эффекта добровольцам проводили облучение красным светом (фотодинамическую терапию области носа, глотки или легких). Состояние пациентов в группе испытуемых варьировалось от легкого до тяжелого. Препарат применялся либо внутрь (в виде водного раствора), либо ингаляционно. При этом, отмечают авторы клинического исследования, все добровольцы быстро вылечились. Например, уже на следующее утро после терапии у них восстановилось обоняние, самочувствие улучшилось, а тесты ни у кого не показали наличия вируса в крови. У людей с тяжелым течением был остановлен процесс разрушения легочной ткани.
Исследователи считают, что синька способна гасить цитокиновый шторм – реакцию иммунной системы, которая разрушает ткани организма и часто приводит к смерти пациента. И все же подчеркивается, что независимые эксперты не проверяли достоверность результатов исследования, поэтому его выводы могут оказаться не точными и нуждаются в дополнительных подтверждениях.
"МК" попросил прокомментировать данные исследования известного специалиста по токсикологии и фармакологии, патологоанатома Александра Эдигера.
- У нас есть эксперты, которые предлагают пациентам дышать парами этанола и горячим гелием, так что я не удивлен, - начал Александр Владимирович. – Теперь вот мешают синьку с красным облучением. На самом деле ситуация вполне ожидаемая.
Несмотря на то, что в стране уже появились блестящие схемы терапии пациентов с коронавирусом нового типа, разработанные Клиническим центром МГУ, клинически обоснованные, подробно и детально расписывающие все направления, есть пытливые немедицинские коллективы, которые не могут смириться с тем, что кто-то из врачей что-то придумал. И вот они начинают развлекаться на свой манер. Больше всего развлекается Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), которая дексаметазон при COVID объявила научным прорывом. Если бы кто-то из студентов на втором курсе мне такое сказал, он летел бы с двумя баллами на переэкзаменовку. А ВОЗ послать на переэкзаменовку некому, разве что денег их лишить (в чем мы трогательно совпадаем с Дональдом Трампом).
- А что все-таки с лечением метиленовым синим?
- Это, конечно, может оказаться крайне интересно. Но было бы гораздо интереснее и впечатляло бы больше, если бы кто-то провел реальное клиническое исследование полного формата, а не наблюдение за несколькими десятками пациентов, и описал – в крайнем случае, предположил бы - механизмы действия. Фотодинамическая терапия - это крайне модно, а метиленовая синь, которая в медицине используется с конца XIX века, уже давно не модна.
Конечно, тестировать для лечения нового коронавируса сегодня можно многое, но методы должны быть обоснованными и подтвержденными на большом количестве пациентов. А вообще то, что происходит сегодня, это проявление синдрома Кулибина – создание из подручных материалов неких интересных игрушек. Этот синдром не только российский, сейчас он стал всемирным. И это за последние полгода, мои извинения, все это немножко надоело.