Игорь Кочетков рассказывает, что "ставший прорывом для всего ЛГБТ-сообщества налоговый вычет" по расходам на страхование жизни своего супруга Кирилла Федорова он получил 5 июня.
- Сегодня, в третью годовщину нашего с Киром бракосочетания, которое было совершено в Нью-Йорке, мы особенно рады сообщить, что наш брак, брак между двумя мужчинами, признается Российской Федерацией, - заявляет Игорь Кочетков.
И поясняет, как это чудо произошло:
- В прошлом году я оплатил страхование жизни моего супруга. По российским законам все люди, состоящие в браке, имеют право возвращать через налоговый вычет 13% некоторых расходов, понесенных в интересах супруга. К таким расходам относится и страхование жизни.
Чтобы получить вычет, нужно заполнить налоговую декларацию, что я и сделал. К заявлению приложил нотариальный перевод нашего американского свидетельства о браке. Инспекция ФНС провела камеральную проверку декларации и подтвердила сумму заявленного мной налогового вычета в полном объеме. Мы не торопились радоваться, пока государство не вернет мне деньги. Но теперь денежка от ФНС упала на мой счёт и можно радоваться!
Кочетков подчеркивает, что суть брака – это не только штампы и кольца, но и конкретные правовые последствия, в том числе в праве на налоговые вычеты. Государство сделало соответствующий налоговый вычет, а, значит, признало брак двух мужчин.
- Романтики и пафоса маловато, зато неопровержимо, - резюмирует Игорь. – И это абсолютно законно! Согласно статье 158 Семейного кодекса, браки, заключенные за рубежом, признается действительными в России, если не подпадают под исключения, установленные статьей 14 того же Кодекса. Поскольку ни один из нас не состоит в другом браке, мы не являемся близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, мы оба дееспособны – наш брак, заключенный по законам США, признается в России. Никаких иных ограничений статья 14 не предусматривает. Что, собственно, государство и подтвердило в нашем случае.
Игорь напоминает и о другой статье Семейного кодекса, согласно которой в РФ не могут сочетаться браком два мужчины или две женщины:
- В статье 12 Семейного кодекса «Условия заключения брака» говорится про «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак». Это значит, что что в России нельзя заключить однополый брак. Но если вы заключили его по законам другого государства, в России он признается.
Сегодня, в день своего трехлетнего юбилея, однополая семья обращается к тем, кто находится в таком же положении:
- Мы с Кириллом создали (насколько мне известно) прецедент. Однако в России есть много мужских, женских и небинарных пар, заключивших браки за рубежом. Мы обращаемся к ним: давайте, дорогие друзья и подруги, уже вылезать из шкафа и предъявлять (и оформлять) свои права в России. Пора!
Вспоминает Игорь и о будущей поправке к Конституции:
- Поздно. Однополые браки уже в России. На наши, уже существующие, браки должны распространяться те же нормы закона, что и на союзы мужчины и женщины. Равенство всех перед законом – фундаментальный конституционный принцип, который никакие новые поправки отменить не могут. Никаких «дополнительных прав».
- Это юридическая кауза или попытка ее создать на основе формальных признаков, - оценивает произошедшее налоговик Наталья Иванова. - Возможность получить социально-налоговый вычет одним супругом за страхование жизни другого предоставляется лицам, состоящим в законном браке.
При этом, хотя однополые браки у нас в стране не регистрируются, наше семейное законодательство признает браки, заключенные за рубежом. Таким образом, вслед за семейным, налоговый кодекс также признает пару, заключившую брак за пределами нашей страны, супругами, и на основании пункта 1-го, подпункта 4-го статьи № 219 предоставляет супругу, застраховавшему жизнь другого супруга, социально-налоговый вычет.
Однако, думаю, что ситуация эта временная. Если мы примем поправки в Конституцию, уйдет превалирующее значение международного права над внутри государственным и браком будет считаться только то, что считается им в РФ – союз мужчины и женщины.
А вот мнение главного режиссера АпоГей-театра Элиаса Регула:
- Игорь Кочетков – друг нашего театра и почетный лауреат фестиваля квир-театров 2015-16 годов в номинации «адвокация года». Игорь сам опытный юрист, специалист по международному праву, правозащитник и ЛГБТ-адвокат. Прекрасно, что ему удалось создать такой прецедент.
Я сам уже 10 лет состою в однополом браке, заключенном в Норвегии, но мы с супругом даже не приближаемся в качестве семьи к официальным российским инстанциям, зная, что это бесполезно.
Но вот войдет ли прецедент в практику? Смогут ли воспользоваться тропинкой, проложенной Игорем и Кириллом, другие однополые пары? Или повторится история Павла Стоцко и Евгения Войцеховского, создавших самый первый аналогичный прецедент?
Напомню: в январе 2018 года эту пару, поженившуюся в Дании, признали семьей в российском МФЦ. Но, как скоро выяснилось, радоваться было рано. В связи с регулярными притеснениями (вплоть до того, что однополой семье выламывали дверь в их квартире в Люберцах) однополой семье пришлось отбыть в Нидерланды в качестве беженцев. Боюсь, что и сейчас наступит отрезвление, кто-нибудь получит по шапке за недосмотр, и все вернется на круги своя.