Кто наиболее подвержен заражению коронавирусом: влияют расовые гены

Бедность не covid, а большое свинство

В каких регионах России много случаев коронавируса, а в каких — сравнительно мало? Где умирает много народу, а где — единицы?

Чем объяснить успехи одних субъектов в борьбе с пандемией и бедственное положение других? Где лучше лечат? Есть ли среди россиян этнические группы, которые страдают больше других?

Бедность не covid, а большое свинство

Ответы на эти вопросы позволяют формировать стратегию борьбы с пандемией в нашей стране. Однако статистика Роспотребнадзора пока отвечает на них лишь частично и окончательных выводов сделать не позволяет. 

В случае эпидемий, когда люди массово заболевают и не удается остановить распространение инфекции, статистика выходит на первое место в ряду инструментов борьбы с ней.

Именно статистика, а вовсе не фармацевтика и медицина, зачастую дает разгадку тайн эпидемии и позволяет подобрать против нее правильное оружие.

Во многих странах статистические исследования сейчас ведутся в самых разных направлениях.

В США и Великобритании, например, благодаря таким исследованиям выявлено, что среди заболевших больше людей с низким уровнем жизни, чем с высоким и средним.

Проверить, работает ли «фактор бедности» в нашей стране, мы не можем, потому что у нас не ведется статистика уровня жизни россиян, заразившихся коронавирусной инфекцией. Но если предположить, что бедность и у нас тоже играет роль, тогда, по идее, больше всего заболевших должно фиксироваться в самых бедных регионах.

По доходам населения в 2019 году самым бедным регионом была Тыва, чуть лучше — Республика Алтай, за ней — Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Еврейская Автономная область, Курганская область, Чувашия, Марий Эл, Крым.

Абсолютные данные по регионам об общем количестве заболевших и умерших не дают возможности сравнивать между собой бедные и богатые субъекты Федерации, поэтому мы использовали относительные данные, которые ежедневно публикует Роспотребнадзор. Они показывают, сколько человек заболело и умерло из каждых 100 тысяч, проживающих в регионе.

Среди десяти субъектов Федерации, которые лидируют по числу заболевших на 100 тысяч населения, бедных регионов оказалось всего три. Это Тыва, Карачаево-Черкесия и Ингушетия.

Первая в списке — Москва: на каждые 100 тысяч человек заболело 1694,5.

Вторая — Тыва: 931,9

Третий — ЯНАО: 711,9

Далее:

Московская область — 702,7

Мурманская область — 568,0

Карачаево-Черкесия — 565,9

Ингушетия — 564,5

Калужская область — 539,6

Орловская область — 535,7

Северная Осетия — 528,1

Самая низкая относительная заболеваемость в Крыму, который замыкает десятку беднейших регионов. На каждые 100 тысяч крымчан — всего 30 заболевших.

Статистика Роспотребнадзора то есть говорит о том, что «фактор бедности» пока не находит подтверждения в наших реалиях.

Если же вспомнить, что количество заболевших выявляется анализами, то получается, что в лидерах по заболеваемости должны быть как раз богатые регионы, сумевшие закупить большое количество тестов и организовать массовое тестирование. И да, статистика Роспотребнадзора частично подтверждает эту версию.

Москва богатая, на тестирование были потрачены большие средства, поэтому здесь самая высокая относительная заболеваемость.

В Тыве, несмотря на бедность региона, по официальным данным, порядка 15% жителей сдали тесты. Это очень много. Непонятно, из каких средств удалось организовать столь широкий охват, но — удалось.

Про ЯНАО известно, что по сравнению с другими регионами там также проведено много тестов, потому что на Ямале трудятся газовщики и нефтяники — для них тестирование организуют их компании.

Но по другим регионам с высокой заболеваемостью нет данных о каком-то супершироком охвате тестирования, в результате которого выявляются и включаются в статистику бессимптомные случаи, выпадающие из нее там, где такого широкого охвата нет.

Да и переполненные больницы в этих регионах говорят о том, что заболевших с симптомами у них действительно много. Главный инфекционист Орловской области Виктория Адоньева, например, на днях дала интервью газете «Орловские новости», сообщив землякам, что «класть нам уже некуда. У меня осталось 20 коек, и я сегодня закрою больницу. Семашко уже закрыта, тубдиспансер тоже».

Интересно, что Дагестан, где две-три недели назад ситуация считалась катастрофической, занимает только 50-е место по относительной заболеваемости: на каждые 100 тысяч жителей республики заболело всего 229 человек.

Правда, относительная смертность там очень высокая: от коронавирусной инфекции умирает 11 дагестанцев из 100 тысяч. 

Цифры Роспотребнадзора по относительной смертности, надо сказать, задают больше загадок, чем дают ответов.

Логично предположить, что относительная смертность выше там, где выше относительная заболеваемость. Чем больше народу из 100 тысяч заболело, тем больше из 100 тысяч умерло.

Но статистика по регионам показывает данные, которые невозможно связать с высокой заболеваемостью. Да и вообще ни с чем. Вся логика начинается и заканчивается на Москве, где при самой высокой относительной заболеваемости действительно зафиксирована самая высокая относительная смертность — 28,2 человека на 100 тысяч.

В Тыве, которая по заболеваемости на втором месте, относительная смертность уже очень низкая — 0,2 человека на 100 тысяч.

Зато Санкт-Петербург по относительной смертности почему-то второй. Хотя по заболеваемости город — на 19-м месте. Здесь заболевают 406,1 человека на 100 тысяч, а умирают 14,8 человека из 100 тысяч.

За Санкт-Петербургом следуют Ингушетия (здесь от коронавирусной инфекции умирают 13,1 человек из 100 тысяч), Дагестан (11,1), Московская область (10,1), Северная Осетия (9,4), Камчатский край (7), Калмыкия (6,5), Смоленская область (6,1), Орловская область (6), Нижегородская область (5,8).

Никаких вразумительных объяснений столь высокой относительной смертности в этих регионах — нет. Статистика Роспотребнадзора их не дает.

Помимо «фактора бедности», влияющего на заболеваемость, западные исследователи отмечают еще и значение этнического происхождения. Это очень интересный момент.

По данным американской и английской статистики, афроамериканцы и темнокожие англичане болеют тяжелее всех. В реанимациях их стабильно больше, чем китайцев и других представителей монголоидной расы. На третьем месте — латиноамериканцы. «Белые» американцы и англичане в среднем переносят коронавирусную болезнь легче.

У нас подобные исследования не проводятся. Некоторые московские медики, не позволяя на себя ссылаться, отмечают, что, по их наблюдениям, тяжелее болеют уроженцы кавказских республик. Но нет официальной статистики, которая это подтверждала бы. Видимо, в нашей многонациональной стране, с болезненным отношением ко всему, что относится к сфере этнического, исследования такого рода сочтены неполиткорректными.

Хотя это, наверное, не очень правильно. Если у каких-то народностей имеются генетические особенности, относящие их к группе риска (чуть более высокая свертываемость крови, например), им требуется во время пандемии повышенное внимание — такое же, как, скажем, пожилым людям. Однако из-за государственной политкорректности они этого внимания не получают.

В заключение надо сказать, что статистика в разных регионах ведется по-разному. Где-то, например, в показатели смертности включаются все случаи гибели, когда была выявлена коронавирусная инфекция. А где-то — только когда было тяжелое поражение легких. В остальных же случаях ковид упоминается как «сопутствующий».

Наверняка на статистику влияют и какие-то «политические» обстоятельства — когда какой-то регион сознательно занижает заболеваемость, стремясь показать себя в лучшем свете, или, наоборот, завышает и нагнетает страхи, надеясь получить помощь от федерального центра.

Должно пройти много времени, прежде чем вся статистика будет упорядочена.

Но даже сейчас, когда она совершенно не упорядочена и задает больше вопросов, чем дает ответов, хорошо видно, что до победы над пандемией очень еще далеко.

P.S. Судя по статистике Роспотребнадзора на 19 июня, количество заболевших идет на спад в течение по крайней мере двух недель в следующих регионах: Москва, Санкт-Петербург, Башкортостан, Татарстан, Чечня, Калмыкия, Московская, Ярославская, Рязанская, Вологодская области.

В Ненецком и Чукотском АО, Севастополе и Еврейской автономной области в последнюю неделю заболевают 1–2 человека или вообще никто не заболевает.

Напряженная, «темно-красная» ситуация сохраняется в ХМАО, ЯНАО, Чувашии, Новосибирской, Курской, Тверской, Орловской, Белгородской, Воронежской, Челябинской, Саратовской, Ульяновской, Тамбовской, Омской, Томской, Амурской областях, Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Хабаровской крае, Мордовии, Карачаево-Черкесии, Республике Марий Эл, Забайкальском крае, Хакасии.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру