В начале июня стало известно, что Симферопольское водохранилище полностью пересохло, а его дно поросло травой. Нормальных осадков, которых бы хватило для наполнения резервуара, нет второй год. Город уже было начал готовиться к режиму чрезвычайного положения, но в пятницу предприятие "Вода Крыма" запустило подачу артезианской воды из водозабора в селе Вилино Бахчисарайского района по 70-километровому водоводу.
На официальной церемонии запуска воды в крымскую столицу директор госпредприятия Вадим Боженов сообщил, что теперь симферопольцы смогут получать 21,6 тысячи кубометров питьевой воды в сутки. Строительство водопровода продолжается, и после выполнения всех мероприятий объем подаваемой воды в крымскую столицу увеличится до 55 тысяч кубометров в сутки.
Тем не менее, жители беспокоятся, хватит ли запасов Вилинского и Ивановского водозаборов, и что будет, если этот запас иссякнет. На эти и другие вопросы нам ответил заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод института водных проблем РАН Михаил Болгов:
- Депрессивных воронок в артезианских горизонтах достаточно много и риски их появления есть всегда. Это происходит, когда в горизонт с хорошими водами начинают притекать воды из верхних горизонтов — засоленные, зараженные или вообще какой-то другой кондиции. Надо смотреть проект, чтобы понять, насколько он безопасен. Как правило, оцениваются эксплуатационные запасы и сколько лет мы можем безопасно качать эту подземную воду. Соответственно, после окончания этого срока могут начаться разнообразные неприятные явления. Я думаю, что такие расчеты проводились. И первое время можно эксплуатировать этот горизонт, не опасаясь, что нарушим баланс подземных вод.
Но в Крыму эта проблема очень большая. Уже сейчас потихонечку происходит засоление подземных вод, потому что Северо-Крымский канал прекратил свое существование, а пресной воды нет. Эта проблема в Крыму не снята и никто ее в ближайшее время не снимет. Ресурсы подземных вод имеются, но их мало. Их как раз хватает только на питье. Если мы начнем ими орошать поля, то это будет катастрофа.
Проблем, на самом деле, много. Во-первых, устаревшая система водоподачи, которая приводит к большим потерям из водонесущих коммуникаций. Грубо говоря — дырявые трубы. Потери достигают 50% воды, которая уходит в песок. Второй резерв, который мы пытаемся обсуждать — повторное использование сточных вод в сельском хозяйстве. Это решение недешевое. Во-первых, их надо очистить, а потом еще перебросить на сельскохозяйственное поле. Но этот вопрос все- равно решаемый. Также можно опреснять морскую воды. Этот путь возможен, но он достаточно дорогой. Его можно применять для конкретных пятизвездочных гостиниц. Кроме того, опресненная вода не годится для питья и ее нужно разбавлять свежей речной водой, чтобы довести минеральный состав до приемлемого уровня. Ну и самое главное — необходимо вести учет воды на должном уровне. Нужен качественный мониторинг, чтобы понимать, куда уходит каждая капля. Других источников воды в Крыму нет
- Почему столько лет эта проблема не решается?
- Она и сейчас худо-бедно решается, но, к сожалению, бывают слишком засушливые года. Так устроена природа и деваться от этого некуда. Тогда принимаются различные аварийные меры, вплоть до бурения артезианских скважин. Такой же подход применялся во Владивостоке. Но это все аварийные схемы. Пришел кризис. тогда начинаем хвататься за всевозможные источники. По идее, эта работа должна вестись планово с соответствующими схемами водоснабжения, но правительство Крыма эту задачу решает по-своему.