Как рассказал китайскому изданию The Global Times профессор института вирусологии медицинского отделения Уханьского университета Ян Чжаньцю, только за четыре дня в китайской столице были зафиксированы десятки случаев заболевания, что свидетельствует о том, что инфекция, обнаруженная в Пекине, чрезвычайно заразна. При предыдущей вспышке в Ухане такое количество заболевших выявили только через несколько недель после подтверждения вируса.
Исследователи из Пекинского центра профилактики и борьбы с заболеваниями рассказали Центральному телевидению Китая (CCTV), что секвенирование генома вируса, вызвавшего новую вспышку COVID-19 на оптовом продовольственном рынке, указывает на то, что он произошел из Европы.
Ян Чжаньцю напомнил, что муниципальная комиссия здравоохранения Уханя официально уведомила о коронавирусе нового типа в конце декабря прошлого года. Количество подтвержденных случаев к 17 января 2020 года достигло 62, что достаточно близко к числу выявленных случаев заболевания в Пекине.
И хотя в настоящее время технические возможности улучшились, а количество проведенных тестов в разы увеличилось, результаты, полученные в китайской столице за четыре дня, стали для медицинских специалистов и властей настоящей неожиданностью.
Более того, вспышка эпидемии в Ухане произошла при низкой температуре зимой, что способствовало стремительному распространению вируса. В Пекине же в настоящее время по-летнему жарко, что должно замедлять распространение заболевания. Отличие нынешней ситуации в Пекине заключается в том, что Китай уже накопил богатый опыт в области профилактики и борьбы с пандемией и создал действенные защитные механизмы, благодаря которым смог оперативно принять необходимые меры для ее контроля и сдерживания. И это, по словам вирусолога, вселяет оптимизм.
Однако он все-таки признал, что появление новых очагов и штаммов COVID-19 не только усложняет его исследование, но и создает новые проблемы для разработки вакцин.
«Без сомнения, различные генотипы вируса могут сделать вакцину менее эффективной или даже неэффективной, — считает Ян Чжаньцю. — Это означает, что вакцина должна быть эффективной как против вирусов, циркулирующих в Китае, так и против инфекций, распространяющихся по Европе, — что затрудняет ее разработку».
Различные типы коронавируса могут вызывать у пациентов абсолютно разные симптомы и даже затруднять для врачей поиск подходящих методов лечения. Однако профессор совершенно уверен, что так называемый «европейский генотип» не повлияет на разработку эффективных препаратов против COVID-19.
Что касается спорного вопроса о происхождении вируса, то Ян Чжаньцю напомнил, что предыдущие исследования показали, что коронавирус нового типа не заражает живущие в воде организмы (в т.ч. рыбу). Именно поэтому маловероятно, что лосось на рынке «Синьфади» мог быть промежуточным хозяином инфекции.
Но власти страны проводят тестирование всех граждан, которые посещали «Синьфади», а также рекомендуют работодателям направить на карантин своих сотрудников, которые закупались на рынке в последние две недели. Появилась информация о том, что для контроля за соблюдением жестких карантинных мер будут привлечены крупные армейские и полицейские силы. Ряд СМИ даже сообщили о введении в Пекине режима военного положения, однако, как отметил в разговоре с «МК» эксперт Центра анализа стратегий и технологий, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, эти сообщения отнюдь не означают установление в Пекине режима жесткой полицейской диктатуры.
— Все, что пишут про военное положение, — следствие неправильного перевода фразы из китайских СМИ. Там речь шла скорее о переносном значении — стандартный комплекс мер, который они периодически вводят в тех или иных частях страны. Они включают в себя требования обязательной самоизоляции, обязательное тестирование, закрытие учреждений и так далее.
— На кого ложится соблюдение карантинных мер: на местные власти или силовые структуры?
— Эти меры ложатся на местные власти. В «закрытых» населенных пунктах вводится так называемый режим закрытого управления. Армию власти практически не привлекают, только при общем недостатке возможностей местных властей. Если местных сил не хватает, они обращаются к Народной вооруженной полиции — местному аналогу Росгвардии.
— То есть они не привлекают полицию для избиения нарушителей палками, как в Индии?
— В Китае гораздо более высокий уровень дисциплины и контроля над обществом. Основа китайской системы борьбы против эпидемии — это система местных районных советов, районных администраций, можно сравнить с нашими муниципалитетами — самый низший уровень районного самоуправления. Они нанимают персонал, который занимается контролем за появлением новых людей в районе, следит за нарушителями, сообщает обо всем необычном. По всей стране в этой сфере задействованы миллионы добровольцев. Это очень действенный инструмент, который не заменит полицейских и силового давления. Тем более что, основываясь на сообщениях с мест, местные всегда могут вызвать полицию. Работает этот режим на фоне хорошо поставленной пропаганды, так что люди там дисциплинированно распространяют требования. В этом сильное преимущество Китая.