Что поразительно: тренды весны–лета-2020, которые уже с зимы транслировались Домами высокой моды на показах в Нью-Йорке, Милане, Париже, словно учитывали наступление пандемии. Предлагаемые дизайнерами летящие силуэты, рукава-буффы, огромные элементы декора, широкие юбки, предполагающие пышные подъюбники, — все это теперь может рассматриваться как инструменты для обеспечения актуальной сегодня социальной дистанции. Брюки и юбки из искусственной кожи — удобно протирать антисептиком. Броские цветочные и травяные принты — чтобы человек в случае оторванности от природы наслаждался зеленью на одежде. Кружевные и полупрозрачные фактуры — чтобы в ситуации ограничения проявлений интимного и сексуального характера мы могли даже невербально сигнализировать: нам, несмотря ни на что, нужна близость — как душевная, так и телесная.
Почему это вызывает удивление: создатели модных тенденций, дизайнеры, конечно же, не могли знать о том, что человечество подвергнется глобальной атаке коварного вируса, да еще за несколько лет до нее (тренды ведь планируются задолго до сезона). Дело в том, что, по словам московского fashion-аналитика Андрея Аболенкина, эксперты почувствовали нарастающую во всем мире тревожность. Она вызвана многими причинами — согласитесь, нам хватало вызовов и без пресловутой «короны»: гонка вооружений, политические конфликты, ухудшение экологии, социальная напряженность. Плюс постоянный поиск возможностей наиболее громко заявить о себе в этом огромном, постоянно меняющемся мире. И вот именно со ставкой на потребность в индивидуальности, с акцентом на некую театральность и были созданы коллекции, которые предлагает нам цифровой и бумажный глянец. Планировали для одних целей, годится и для других — так совпало, и это хорошо.
Но вернемся к нашему «уходу на паузу». Сказать, что в мегаполисах, в частности в Москве, наступила пора тотального home look, — это значит, подойти к вопросу слишком обобщенно и даже примитивно. Да, кто-то впал в «пижамное настроение», кто-то влез в любимые треники и футболку. Но были и такие горожане (сейчас ориентируюсь на посты в сетях, данные локальных опросов экспертов и собственную частную статистику), что с утра надевали одежду, приближенную к офисной, наносили макияж (это, разумеется, касается дам), парфюм и только после этого приступали к работе в домашней обстановке. По их словам, это помогало им мобилизоваться, сосредоточиться на задаче и хорошо себя чувствовать в общении с коллегами по Скайпу или в Zoom. Разумеется, у них не было такой позиции, что в собственной квартире нужно обязательно надеть галстук или жакет пиджачного кроя, однако приверженность своему деловому образу они старались сохранить.
К слову, конференции и форумы в режиме онлайн стали отличной площадкой для наблюдения особенностей вестиментарной трансформации: имидж спикеров, включая весьма статусных (представителей власти, экспертного сообщества), безусловно, смягчился, скажем так, одомашнился, но при этом глобально не изменился. Например, руководитель Центра урбанистики экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Капков на онлайн-конференции, посвященной развитию Москвы и других мегаполисов после пандемии, был почти так же представителен, как и в офлайне: темный пиджак, белая рубашка.
Многие московские представители профессий, так или иначе связанных с модной индустрией, в частности стилисты, выходили в прямые эфиры Инстаграма при полном параде (предположу, что ради этого некоторыми из них нарушался режим изоляции: судя по картинке, все-таки происходили несанкционированные встречи с парикмахерами и мастерами по маникюру и дизайну бровей). Нередко они же публиковали в соцсетях шутливые снимки под условным хештегом #соблюдаюприполномпараде, где были запечатлены в коктейльных или даже вечерних туалетах у дворового бака для отходов, соответственно, с мусорными мешками в руках.
Ожидая окончания карантинных мытарств, мы, конечно, мечтали о том, что себе позволим в день Х: куда пойдем, побежим, поедем, с кем встретимся, разумеется, что наденем, выходя (теперь кажется уместным так сказать) в свет. Стоит отметить, что мнения экспертов относительно наших порывов в части выбора одежды разделились. Одни прогнозировали стремление горожан воссоздать едва ли не диоровский new look 1947 года с его изысканностью, утонченностью, романтическим флером. Главным доводом в пользу этого решения было, что мы за два месяца, проведенных под знаком пижамы, истосковались по сложносочиненной эстетике. Другие же знатоки уверяли: вероятней всего, люди потянутся к тому, что более им комфортно, приятно по ощущениям, — костюмам спортивного типа, трикотажным и фланелевым комплектам, кроссовкам и другой удобной обуви на плоском ходу. Одежда эпохи постпандемии, по мнению этих исследователей, призвана будет еще и защищать нас, поэтому большое внимание станет уделяться фасону: закрытые модели одержат победу над теми, что обнажают тело.
Положа руку на сердце: я поначалу поддерживала первую точку зрения. Мне виделось, что в первый рабочий день после карантина я надену дорогое платье из панбархата, цветные колготы за 50 докризисных долларов и туфли на высоком каблуке. Каково же было мое удивление, когда после объявления об отмене пропускного режима я почувствовала прямо-таки физическое желание надеть удобные брюки, свитшот и кроссовки! И я поняла, что не одинока в этом, увидев 9 июня в центре Москвы множество людей, одетых по принципу «Мне хорошо, удобно — и это главное». Трикотаж, фланель, плоский ход.
Надо сказать, столичный ритейл был единодушен с мнением экспертов второй группы: так, обувные магазины одной известной сети в день открытия поражали разнообразием спортивной обуви. К сожалению, при таком раскладе, как метко заметила одна из коллег, «запаха денег в городе не чувствуется».
Нас ждет возвращение к гранжу, стилю нарочитой бедности, подчеркивает историк моды, искусствовед и телеведущий Александр Васильев. Выглядеть дорого станет почти неприлично, да и небезопасно. В Америке человек с элементами роскоши автоматически будет ассоциироваться с мародером, громившим в начале этого лета бутики, в России послужит приманкой для грабителей. В тренде будут искусственная состаренность вещей и фактур, мешковатые и расклешенные силуэты, скрывающие лишние килограммы, набранные за время вынужденного домоседства. Актуальным станет макияж с акцентом на глаза и брови — как следствие масочного режима. Что касается украшений, то бал ожидаемо будут править серьги и колье, то есть то, что мы можем наиболее легко демонстрировать в прямых эфирах. Само собой, менее востребованными будут кольца (они ведь мешают обработке рук санитайзерами, да и сами могут стать источниками распространения вируса), изменится, скорее всего, отношение и к маникюру.
Слова экспертов наводят на мысль, что по большому счету мало что изменится — мы просто останемся на позиции уличной моды, которой в этом сезоне предрекали едва ли не гибель. Андрей Аболенкин на этот счет подтверждает: большого модного слома не предвидится. Ведущими мотивами выбора вещей станут принципы «Я такой», «Я так хочу» — своего рода манифест и сбрасывание социальных масок.
На мой взгляд, в городской моде ближайшего времени, как и в последние несколько лет, не будет единой жесткой нормы. Одни, исходя из своих задач, выберут комфорт и простоту. Другие, руководствуясь иными целями, предпочтут изящество и ту самую театральность, которую нам предлагают в этом сезоне. Соглашусь со многими экспертами в том, что перчатки будут переживать ренессанс, а маски останутся надолго, все более превращаясь из защитного аксессуара в гламурный элемент костюма. Мне также видится, что мода, высокая в том числе, не оставит без внимания врачебную униформу; возможно, уже скоро на лучших подиумах мира манекенщицы пройдутся в пластиковых комбинезонах и респираторах, напоминающих медицинские. Таким образом модный мир (а вслед за ним и мы) отдаст дань уважения настоящим героям 2020 года.
Самое главное — мода, которая наряду со всеми сильно пострадала от коронавируса, будет жить. Тем более в Москве, которая за последние годы если и не обрела статус одной из ведущих модных столиц, то вплотную к нему приблизилась.