Как явствует из анализа звонков, поступивших на Детский телефон доверия, подготовка к ЕГЭ идет сейчас на фоне конфликтов в семье, заметно обостренных режимом самоизоляции.
- Школьники, рассказала «МК» и.о. проректора и руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ Олеся Вихристюк, - жалуются на отсутствие личного пространства, на монотонность существования в течение длительного времени в запертых квартирах. Однако не меньше обращений было по поводу неопределенности со сроками сдачи ЕГЭ. Теперь, к счастью, эти сроки установлены, и выпускники, а также их родители могут выстроить систему подготовки к итоговым испытаниям. А мы попытаемся подсказать, как лучше это сделать с психологической точки зрения в новых условиях жизни.
В основе основ лежит четкий распорядок дня. Человеческий организм, и в том числе мозг настроен таким образом, что самое продуктивное время приходится на утро, напоминают специалисты: недаром начало ЕГЭ назначено на 10:00 утра. Поэтому крайне важно не терять для подготовки утренних часов, сдвигая занятия на ночь. Утром дело пойдет продуктивнее. Так что сбитые за время самоизоляции семейные режимы для нужно срочно возвращать в рабочее состояние – как бы это, возможно, ни было тягостно для родителей.
А вот путь к активизации подготовки школьника к экзаменам лежит в неожиданной плоскости: ребенку надо дать понять, что он имеет право на отдых, даже на лень! Принцип «чем больше он просидит над задачником, тем лучше подготовится» - неверен, предупреждают специалисты. Чтобы ребенок почувствовал ответственность, родителям стоит его немножко «отпустить»: не надо, чтобы он чувствовал себя загнанным в угол, тогда и отдача будет больше.
Крайне важен и позитивный настрой в семье. Главный посыл должен быть: «Я верю, что у тебя все получится!», а не «Вечно ты ленишься!» Хотя отсрочка со сдачей ЕГЭ, разумеется, - не повод расслабляться. Этот месяц, конечно же, нужно использовать для подготовки. Просто у ребенка должно быть право и на отдых: весь его день от темна до темна не должен быть отдан одной лишь монотонной подготовке, походя на бесконечный День сурка!
Теперь о мотивации школьника. Отрыв от одноклассников в условиях самоизоляции, как оказалось, приводит не только к экономии времени, но и к утере самомотивации. Иногда учеба идет лучше, если ребенок видит, что с чем-то его одноклассник справляется лучше, чем он, а с чем-то хуже. Это стимулирует мысли, вроде: «Я этой темы не знал, а теперь знаю!» или: «Я сегодня уже вон сколько вопросов прорешал!» Другими словами, горизонтальная система связей тоже нужна!
В состоянии стресса перед сдачей ЕГЭ пребывают не только выпускники, но и родители. Учителя, пусть и в дистанционной форме, но сталкиваются с этим постоянно. Лучший способ разрулить эту непростую ситуацию и снять излишнюю тревожность, советуют психологи — максимально возможное развеивание неопределенности. В ответах педагога должен быть четкий план, алгоритм действий. При этом сплошь и рядом нужно несколько раз повторять информацию, даже если ранее, казалось бы, она была уже доведена до семей: в состоянии стресса человек легко может упустить что-то важное.
Предэкзаменационное волнение также можно победить. В состоянии стресса дыхание человека становится неглубоким, тело зажато. Но есть, по словам специалистов, и обратная зависимость: расслабление тела ведет к снижению уровня стресса. Сделать это несложно с помощью специальных упражнений, в том числе дыхательных – интернет полон самых разных упражнений такого рода.