В середине мая мои знакомые коммерсанты закупали для одной из московских больниц большую партию средств индивидуальной защиты (CИЗ). Мне тогда удалось посмотреть на эти средства вблизи — пощупать и даже примерить.
Меня удивили комбинезоны, которые предназначались для работы с коронавирусными больными. Они были сшиты из хорошо знакомой мне как бывалому дачнику материи. Она продается в хозяйственных магазинах и предназначается для укрывания грядок. Что-то такое нетканое, полупрозрачное — не совсем бумага и не совсем тряпка. Бывает белого цвета — пожиже, предназначается для защиты растений от яркого солнца. Бывает темного — поплотнее, ее кладут на землю, чтоб не прорастали сорняки.
Но разве может такая материя быть преградой для вируса?
«От вируса защищает только мембранная ткань, — подтвердил мои сомнения Владимир Котов, президент Ассоциации СИЗ, к которому я обратилась за разъяснениями. — На Путине, например, когда он посещал «Коммунарку», был как раз такой костюм из мембраны, очень тонкой и легкой».
На ощупь мембрана похожа на мягкую фольгу. Обычно окрашена в белый или желтый цвет. В таком костюме более-менее комфортно, потому что ткань «дышит». Внутрь комбинезона ничего не проникает — в том числе и вирусы. А излишнее тепло и влага, выделяемые телом, изнутри отводятся наружу.
Комбинезоны из мембранной ткани не шьются, а склеиваются при нагревании — их как бы паяют. Поэтому в них нет микродырочек, которые остаются от протыкания иголками и также служат воротами для вирусов.
Как объяснил Владимир Котов, у нас в стране нет производственных мощностей для изготовления одноразовых комбинезонов из тонкой мембраны.
Одноразовые комбинезоны отечественного производства шьют швеи, иголками и нитками, из спанбонда (это как раз и есть материал, которым укрывают грядки) и его композита, который называется смс (в нем три слоя — спанбонд-мельтблаун-спанбонд; он используется в основном для изготовления медицинских масок).
Если вы видите на наших медиках комбинезоны из мембраны — значит, это импортные средства защиты. Их изготавливают на фабриках в Китае и Вьетнаме. А саму ткань делают в Китае и Европе. В Россию они завозятся как готовые к употреблению изделия.
Материалы спанбонд и смс, в отличие от мембранной ткани для одноразовых костюмов, в России производятся — разумеется, на иностранном оборудовании.
Такие материалы, как объяснил «МК» представитель Минпромторга, у нас выпускают четыре предприятия. С 1 апреля производство смс выросло с 68 до 100 тонн за сутки.
По просьбе «МК» Минпромторг на прошлой неделе предоставил нам списки отечественных производителей материалов и тканей для одноразовых и многоразовых защитных комбинезонов, а также производителей самих этих комбинезонов.
В списке производителей одноразовых комбинезонов по состоянию на 25 мая числятся 12 компаний, работающих в Челябинске, Новосибирской, Тверской, Нижегородской, Челябинской областях, Татарстане, Санкт-Петербурге, Москве.
В графе «Наименование продукции» у них указывается «комплект одежды врача-инфекциониста, защитный, из нетканых материалов, одноразовый, стерильный». У нескольких производителей он записан как «комплект противочумный», но, как я поняла, изучив сайты и каталоги продукции производителей Минпромторга, разницы большой нет.
Все одноразовые защитные медицинские костюмы и комбинезоны российских производителей сшиты из спанбонда и его вариаций, которые надежной защиты от вируса не дают. При том, что работать в них некомфортно.
Вспомните медсестру из Тульской области, которая надела защитный костюм из спанбонда на купальник. Не для смеха же она это сделала. Жара вынудила.
С многоразовыми защитными комбинезонами тоже интересно.
В списке Минпромторга на 25 мая перечисляются 40 компаний, которые их производят. Все они, очевидно, имеют разрешения Росздравнадзора, регистрацию Минздрава и прочие необходимые документы. Ведь не стал бы Минпромторг жаловаться в Генпрокуратуру на своих производителей, изделиями которых он отчитывается.
Сайты и каталоги продукции почти всех этих компаний доступны в Интернете.
В основном это фирмы, которые выпускают обычные комплекты для медиков (блузы, брюки, халаты из хлопка с синтетикой) либо рабочую спецодежду для сварщиков, дорожников, коммунальщиков. Есть также несколько компаний, специализирующихся на одежде для спорта, туризма и штурма горных вершин.
На их сайтах медикам предлагаются защитные комбинезоны из полимерной ткани — иногда даже прорезиненной, «ламинированной». Проработать в них целый день с больными в помещении — немыслимо. К тому же не все эти изделия можно кипятить и обрабатывать паром. Не все можно гладить утюгом. А ведь они позиционируются как многоразовые. Значит, их надо очень часто стирать и дезинфицировать.
В этом же списке производителей Минпромторга, выпускающих многоразовые защитные костюмы, фигурирует довольно много компаний, которые шьют их из бязи. В графе «Наименование продукции» так и написано: «комбинезоны многоразовые из бязи».
Бязь — хлопчатобумажная плотная ткань. Из нее обычно шьют постельное белье. Она для того и предназначена.
Преградой для вируса она быть не может никак, потому что промежутки между волокнами у нее гораздо шире, чем вирус. Использовать ее для защиты от COVID-19 так же «эффективно», как защищаться забором из частокола от муравьев.
Невозможно, конечно, предположить, что специалисты Минпромторга не знают обо всех вышеперечисленных тонкостях, касающихся защитных костюмов для медиков. Разумеется, знают.
Тем удивительнее их беспокойство, выраженное в обращении в Генпрокуратуру по поводу медицинской продукции, не имеющей разрешений Росздравнадзора. «Такая защитная одежда может производиться в том числе из материалов, не обеспечивающих требуемый уровень защиты, что в условиях пандемии является недопустимым нарушением и составляет реальную угрозу жизни и здоровью медиков, которые используют подобные защитные средства», — говорится в обращении Минпромторга.
Подводя черту, нужно сказать, что разрешенные Росздравнадзором изделия, которые фигурируют в списке Минпромторга, не обеспечивают требуемый уровень защиты медиков точно так же, как изделия без таких разрешений.
Но реальность такова, что надежными одноразовыми импортными костюмами из мембраны всех обеспечить невозможно. Поэтому медикам выдается спецодежда, которая хотя бы отдаленно такие костюмы напоминает. Когда нет ничего, пусть будет хоть что-то.
1 июня премьер Михаил Мишустин в режиме видеоконференции провел заседание Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Премьер сообщил, что по данным Минпромторга в сутки на российских предприятиях выпускается более 250 тысяч защитных костюмов для медиков.
«Стоимость защитных костюмов в пик спроса доходила до 6 тыс. руб. за один иностранный одноразовый костюм, — добавил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. — Нарастив собственное производство, мы смогли сбить этот спекулятивный ажиотаж. И сейчас российские одноразовые костюмы можно купить уже за 850 рублей».
Отличный результат, с которым нас всех можно поздравить.
Хотя 850 рублей для костюма из укрывной ткани для грядок — это все-таки дороговато.