Новость о небывало жарком предстоящем лете пришла из не совсем обычного источника: пока синоптики из Гидрометцентра готовят к широкой публикации ориентировочные прогнозы на лето (эти прогнозы будут готовы к началу июня), свои расчеты относительно наступающего теплого сезона опубликовали в структурах МЧС. «Зима 2019-2020 гг. на европейской территории страны была тёплой и крайне малоснежной. И, как следствие, отсутствие снега привело к маловодью во многих регионах, особенно в нижнем течении Волги, - говорится в сообщении ВНИИ гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. – При неблагоприятном развитии ситуации специалисты не исключают возникновение засухи на территории Нижегородской, Астраханской и Волгоградской областей. По данным Росгидромета в мае-июле 2020 г., в ряде регионов России прогнозируется повышенная вероятность периодов с экстремально высокой температурой. Так, в умеренных широтах, в том числе в столичном регионе, днём воздух может прогреться до +30 градусов, а на южных рубежах страны – выше +35».
- Аномальная жара наблюдается в нашей стране и прямо сейчас, и несколько дней назад – только не в центре Европейской России, а за Уралом, - рассказал «МК» научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд. - Температура на юге Западной Сибири и Красноярского края там превышала 30 градусов, что соответствует верхним значениям летних месяцев, а майскую норму превышает на 15 градусов. Высокие температуры наблюдались и гораздо севернее, вплоть до Салехарда. Впрочем, аномалия на последней неделе мая выравнивается.
Интересно, что эпидемия коронавируса и сопутствующие ей карантины в какой-то степени повлияли на метеорологические наблюдения, отмечает Роман Вильфанд. «В развитых странах, - говорит эксперт, - большинство метеостанций работают в автоматическом режиме, на их работе пандемия не сказалась. Но во многих странах Африки, Центральной и Южной Америки наблюдения до сих пор осуществляются во многом вручную. И там возникают проблемы с дефицитом наблюдений, не все станции функционируют».
- Отдельная история с очень важным компонентом всемирной метеорологической сети: на всех воздушных судах имеются приборы, фиксирующие атмосферное давление и температуру и передающие эти показания в авиационные метеослужбы, а они – во всемирную сеть, - подчеркнул синоптик. - То есть самолеты работают в качестве метеозондов, сообщающих в режиме реального времени обстановку в верхних слоях тропосферы и – во время снижений и наборов высоты – на всех высотах в районе авиационных хабов. Сейчас, когда большинство полетов отменены, нам очень не хватает этой информации.
Впрочем, если глобальный карантин закончится в ближайшее время – к чему есть предпосылки – точность метеопрогнозов не будет страдать. Другое дело, если бы кризис затянулся на много месяцев: ведь даже автоматическим метеостанциям необходимо регулярное обслуживание.
Если лето действительно будет аномально жарким, то к респираторной инфекции вполне может добавиться еще и дым от горящих лесов. Повышенный температурный фон, как правило, сопровождается увеличением количества природных пожаров, подчеркивают во ВНИИ ГОЧС. Поэтому летом 2020 года прогнозируется возможный рост количества пожаров в России. Прежде всего угроза касается юга Дальнего Востока и Сибири, в меньшей степени – европейской территории страны, отмечают в институте.
Таким образом, жителям столичного региона и окрестностей стоит опасаться торфяных пожаров, хотя их масштабы – спасибо холодному и дождливому маю – вряд ли будут такими угрожающими, как десять лет назад. А вот смерчей и ураганов вполне может стать больше – это, как отмечают в институте, связано с метеорологической обстановкой и глобальными изменениями климата. Как ранее рассказал «МК» руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин, подобная «нервная» погода с резкими перепадами температур уже не аномалия, а, скорее, новая норма, с которой нам придется сосуществовать в ближайшие десятилетия.