— Много людей оказалось в тяжелой жизненной ситуации, как отреагировало правительство?
- Последние три года Америка переживала невероятное процветание, настоящее экономическое чудо, и вдруг, в один день, всё остановилось. Эпидемия тяжело ударила по людям, которые работают в сфере услуг, трудно пришлось фермерам, но очень быстро пришла экстраординарная поддержка от федерального правительства – пакет на 2 триллиона долларов.
Каждый американец с годовым доходом до 138 тысяч долларов получил 1200 долларов плюс 500 на ребенка, каждый студент – от 500 до 700 долларов. Миллионы людей остались без работы, но теперь им выдают пособие по безработице 2400 долларов в месяц от федерального правительства плюс пособие штата. Впервые пособие получают и фрилансеры, а сейчас приходит новый пакет поддержки – еще на 3 триллиона долларов.
Ощущение, что мы попробовали какую-то коммунистическую утопию – нам платят, чтобы мы не работали. Люди, которые работали на себя, могут выбирать, что им выгоднее: невозвратный бизнес-кредит или федеральное пособие по безработице.
- Никто не ожидал, что начнётся такая страшная эпидемия…
- Каждого это застало неожиданно – там, где он был. Я преклоняюсь перед медиками, потому что они проявили истинный героизм. В самом начале эпидемии не хватало спецодежды, аппаратов, перчаток – всё это появилось в избытке лишь к пику эпидемии, но я не слышала, чтобы кто-то отказался выйти на работу или уволился. Заражались, выздоравливали и возвращались спасать больных. Моя подруга работает в госпитале, у них заразилось практически все отделение в самом начале эпидемии, к счастью, никто не умер. И уже все вышли на работу.
- США лидируют в списке стран по количеству заражений. Какие меры предосторожности вы используете?
- У нас проводится 4-5 миллионов тестов в день, поэтому такие высокие данные. В первые дни пандемии, когда ничего не было, я остановилась на чистом спирте. Это самое простое, что только возможно, и самое эффективное. Небольшие бутылочки с распылителями, которые носишь с собой и постоянно стерилизуешь руки, предметы, дверные ручки и т.п. Это вошло в привычку и, вероятно, останется с нами на долгое время.
Разумеется, ношу маски с первого дня. Тогда здесь почему-то говорили, что маски не нужны, видимо, потому, что их не было. А сегодня во многих штатах, и в Массачусетсе, в частности, их надо носить везде. Без маски никуда не пускают: ни в магазины, ни в транспорт. Конечно, не доходит до безумия, и в автомобиле их не носят. Что ещё? Разумеется, я принимаю пищевые добавки, витамины D и C, цинк, куркумин и т.д. Здоровая диета, ходьба, чистая вода. Всё, как обычно.
- Какие ограничения для вас особенно чувствительны?
- Невозможность посещать любимые бостонские рестораны и запрет на международные перелеты. Скучаю по приятной атмосфере любимых мест, по возможности в любой момент запрыгнуть в самолет и через 7 часов оказаться в Риме или в Альпах...
Больше никаких ограничений практически и нет. Раздражают немного часовые очереди в продуктовые магазины, но это уже стало привычной частью жизни. Люди стоят на расстоянии 6 футов друг от друга, и всё это движется очень медленно. Можно беспрепятственно выезжать на природу, вообще передвижения в Америке не ограничены в пределах штатов.
- Но есть, наверное, и какие-то обязательные правила?
- Действует ограничение при приезде в другой штат: могут заставить сидеть на карантине две недели. Вот вчера арестовали туриста из Нью-Йорка на Гавайях, который нарушил карантин. Он подписал бумагу, что проведёт две недели на карантине, а сам тут же отправился на пляж да ещё и выложил свои фото на гавайских пляжах в Инстаграм. За ним пришли на следующий же день. Теперь ему придётся либо сесть на карантин, либо улететь домой. Но здесь в голову никому не придет объявить людям, что им нужен пропуск для выхода из дому. Половина страны возьмётся за оружие (Смеётся).
- Видела на днях ролик из Бостона – улицы словно вымершие. Жизнь ещё не вернулась в город?
- Да, город выглядит сюрреалистично. Как если бы люди внезапно исчезли, как когда-то древние индейцы племени майя. Все оставлено в полном порядке, чисто, красиво, но людей нет. Городские службы, кстати, работают потрясающе, и в Нью-Йорке тоже. Идеальный порядок. Транспорт почти пустой, им пользуются только «необходимый персонал»: медики, разные службы, остальные сидят дома или передвигаются на личных автомобилях.
Вот 18 мая губернатор штата объявит о решении по карантину... Думаю, будет постепенное возвращение к жизни. Бизнесы будут открываться поэтапно. Надеюсь, к концу лета город вполне оживет. Сейчас только машин немного больше на дорогах. Пляжи и открытые парки заполнены, как обычно, но с соблюдением 6-футовой дистанции. Ношение масок в Массачусетсе обязательно для всех старше 7 лет.
- У вас были планы, которые рухнули из-за карантина?
- Конечно. Я из тех владельцев бизнеса, которые не могут остановиться, не умеют, сославшись на усталость, сказать «нет» своим клиентам. Но сейчас у многих из них заморозился бизнес, поэтому у меня образовался вынужденный полу-отпуск, которого не было уже многие годы. Это возможность пересмотреть свои жизненные ценности, понять, что важно, а без чего можно обойтись.
Мне, к примеру, давно хотелось заняться работой с тюрьмами: профессиональным обучением и социальной реабилитацией людей, оказавшихся в заключении. Теперь появилось время для этих планов. Так что, моя жизнь изменилась к лучшему. Понимаю, что это звучит эгоистично. А вот у моей дочери Елизаветы планы нарушились. Она учится в Бостонской консерватории при музыкальном колледже Беркли, последний год. Должна была петь в Нью-Йорке в опере «Набукко». Также у неё сорвалась поездка в Европу на международный фестиваль.
- Как изменился ваш образ жизни? Наверное, позже встаёте?
- Наоборот – раньше, в 6 утра, и мне это очень нравится. Думаю, нас всех, выживших, коронавирус изменит в лучшую сторону. Бег, часто ненужный и бессмысленный, остановился. Темп жизни замедлился. Вирус и вся ситуация заставила нас отвлечься от внешнего, заглянуть в себя и переоценить жизненные приоритеты. Я думаю, радикально изменится многое. Ясно уже, что дистанционная работа и обучение станут нормой, изменится и характер социального общения. Пытаюсь найти футуристические прогнозы, но, похоже, их нет. Никто не решается на предсказания. Главное, чему нас это научило, понимание, что контроль не в наших руках. Это большой и полезный урок.