В соцсети десятки сообществ «Фудшеринг». В самой крупной 65 тысяч подписчиков. Отдельно выделена тема - «Накормите». Здесь выкладывают просьбы о помощи голодные люди.
Выглядят посты ужасающе. Будто во время войны.
«Готов принять любую еду. Нечего кушать уже неделю. Работу потерял за пару недель до карантина».
«Я – мама троих детей, прошу помочь продуктами. Муж больше месяца сидел без работы, неделю назад вышел. Зарплату получит 25 мая, а детей кормить уже не чем. Буду особенно признательна за детское питание, малышу 9 месяцев».
«Помогите продуктами и стиральным порошком. У меня двое детей, беременна третьим. Нужно до июня дотянуть. Потом начислят пособия».
«Помогите с продуктами, самыми дешевыми. Буду благодарен, если доставите на дом, так как денег на дорогу нет».
Администратор паблика Саша Легкая рассказала, как изменилось их сообщество за период пандемии.
- Тема «Накормите» в нашем сообществе всегда считалась актуальной и до коронавируса, - начала разговор девушка. - Только раньше от людей поступали за день одна-две просьбы, а с конца апреля постов стало от десяти до двадцати. Заметили, что до пандемии обращались в основном пенсионеры и многодетные. Сейчас помощь нужна всем. Подробно свои истории никто не расписывает, люди ограничиваются короткими фразами: «Помогите с едой». Помимо продуктов, просят еще лекарства.
- В каких продуктах нуждается народ?
- Просят продукты длительного хранения – крупы, консервы. Еще фрукты и овощи. Иногда сладости для детей.
- Просроченную продукцию люди тоже готовы забрать?
- Просроченными в разумных пределах продуктами люди не брезгуют, тем более если речь идет о печенье, сладостях. С ними ничего не случается. Такое всегда разбирали.
- Много желающих помочь голодающим?
- Сейчас появилось много. Если раньше народ просто отдавал лишнюю еду, то сейчас у нас появились те, у кого есть возможность что-то купить голодающим, а не отдать ненужное.
«Сладости детям делаем из жжёного сахара»
Мы связались с людьми, которые выкладывали посты с просьбами помочь продуктами.
Юлия Матвиенко (Москва): «У нас был аюрведический магазин. Торговали косметикой, чаем, специями, кофе, бытовой химией, товарами первой необходимости. 28 марта нас опечатали. В кошельке осталось 5 тысяч рублей.
На эти деньги мы купили побольше картошки, муки, молока и яиц. Никакого мяса, сладостей – это уже роскошь из прошлой жизни. Когда мука стала заканчиваться, я сама готовила рисовую муку из риса, гороховую из гороха. У меня двое детей, они просили сладости. Конфеты делаю им из жженого сахара и варенья.
Первый месяц кое-как протянули. Помогла мама, пенсионерка. Часть ее пенсии ушла на оплату ЖКХ, телефон. Сейчас многие пенсионеры помогают детям. У нас в подъезде старенькая консьержка рассказывала, что на ее зарплату - 13 тысяч рублей - живут дочь и двое внуков.
Мы экономили, как могли. На второй месяц самоизоляции денег уже не хватило. Дети просят самое простое - молока, яблок, а у меня пустой холодильник.
Пыталась найти подработку, но сейчас даже в супермаркеты не берут. Все места заняты. Раньше знала, если придет «край» - пойду в ресторан быстрого питания или в супермаркет. Представить не могла, что наступят времена, когда и эти пути закроются. Готова устроиться курьером, разносить еду, но там тоже большая конкуренция.
Обратилась за помощью к людям в соцсетях. Народ откликнулся. Неделю-вторую перекрутимся.
Живём на съёмной квартире. Хозяева разрешили задержаться до 6 июня. Потом придется переезжать к маме-инвалиду в Воскресенск. Только она при малейшем чихе болеет, у нее иммунитет на нуле. Страшно. Да и понимаю, что потеряем садик, привычный образ жизни, но там, по крайней мере выживем, не умрем с голоду».
«Уже и разнорабочим не берут»
Алексей (Санкт-Петербург): «С журналистами откровенничать на эту тему не все готовы. Неудобно как-то. Хотя голодают сейчас многие. Слышали о том, как в Питере подростки выхватывают пакеты с едой у людей?
Моя история ничем не отличается от других. Была приличная работа, которая сейчас оказалось никому не нужна. На биржу труда встать не получилось, потому что я родом не из Санкт-Петербурга. Подработку найти сложно. Сунулся в службы доставки, так там полно своих курьеров – ставок нет.
Недавно подвернулась вакансия на стройке. Пахал за три копейки - резал и отбивал лишний монолит от панельных стен. Но и эта подработка закончилась.
В соцсети нашел группу, где ищут чернорабочих. Предложил свою кандидатуру в качестве грузчика – за разгрузку фуры обещали заплатить от 300 до 500 рублей. Тут уж не до жиру. Понимаю, сейчас все наживаются на людях, как могут. Но, когда нечего есть, на любую тяжелую работу согласитесь за гроши, чтобы хоть немного продуктов купить. Мне пока работодатель не ответил. Может, там тоже уже все места заняты?
Денег на продукты у меня не осталось, на проезд тоже.
Сейчас в наличии последние 4 яйца, заварка, половина батона хлеба, масло растительное – все, что осталось».
«Два дня с сыном сидели без еды»
Ольга (Санкт-Петербург): «Мы с мужем и детьми приехали из Воронежа в Санкт-Петербург помогать свекрови. До коронавируса жили нормально: детей устроили в школу, мы с супругом работали. Родился третий ребёнок. Сейчас объект, на котором работал муж, закрыли, денег не выплатили. Остались без средств к существованию. Декретные с работы не получаю, потому что прописана в другом городе. Поэтому и в школе продуктовый набор не выдали.
Надо ехать в Воронеж оформлять документы, но ехать не на что. Оформить справки онлайн не получается, нужно предоставить справки о доходах, которые подаются в органы соцзащиты оригиналом.
Из продуктов осталось немного крупы, макароны. Хлеб пеку сама. Пришлось обращаться за помощью в соцсети. 8 мая мне привезли молочный продовольственный набор для 9-месячного малыша. Для меня это огромная помощь, так как творожок стоит 29 рублей. Это уже дорого».
Мария Снежова (Великий Новогород): «До коронавируса работала агентом по недвижимости. Сейчас оказалась без дохода, на грани выживания с ребенком. Не знаю, чем платить за аренду квартиры в следующем месяце.
Работать курьером не могу, у меня проблемы со здоровьем - больная спина. Пытаюсь оформить инвалидность. До конца месяца надо попасть в Питер на МРТ позвоночника, пройти там все процедуры. Как и на что туда поеду, без понятия.
В голову приходят дурные мысли - отказаться от ребенка, отдать его в детский дом, сама не вытяну. Думала выйти с пикетом на площадь, но в режиме самоизоляции меня быстро «примут».
Ирина (Санкт-Петербург): "Я живу одна с 14-летним сыном. Иногда с ним сидели по два дня голодными, пили пустой чай. Пришлось обратиться в соцсетях в группу помощи. Теперь у нас есть овощи, крупы и хлеб. Немного полегче стало. На работу не устроиться. Пробовала курьером, но потребовали санитарную книжку, которая денег стоит. Вот и приходится, как в войну, голодать".
«Просроченные йогурты продают по 5 рублей»
Анна (Москва) – одна из тех, кто помогает в сообществе нуждающимся. Женщина работает в продуктовом магазине, списанные продукты раздает голодающим.
«Читаю посты нуждающихся и становится жутко, сколько сейчас людей голодают. Ежедневно поступают десятки просьб, такого в группе никогда раньше не было.
Нашей семье повезло - муж продолжает работать, получаем детские пособия, у меня есть возможность забирать списанные продукты из магазина. Раз-два в неделю мне, как волонтеру, выдают из пекарни нераспроданный хлеб.
Недавно собрала продуктовый набор для женщины, которая одна воспитывает двоих детей. Отдала ей 10 кило картошки со своего дачного участка, хлеб из пекарни, масло, пару пачек крупы, несколько банок консервов из набора, выданного в школе на детей, два пакета кефира и соков с молочной кухни.
Я сама выросла в 90-е, помню, каково это голодать. В то время мы ждали второго ребенка, муж потерял работу, доедали запасы круп, домашние заготовки, а потом закончилось и это. В те времена не было соцсетей и за помощью обращаться оказалось некуда.
Сейчас я отдаю нуждающимся в основном фруктово-овощная «некондицию» - то, что списывают в нашем магазине. Продукты «поинтереснее» разбирают сотрудники супермаркета.
Иногда у нас списывают продукцию с истекающими сроками годности, поврежденной упаковкой. Что-то может быть с механическими повреждениями, например, резаная картошка, ломаные огурцы и морковь, лук с ободранной шкуркой, помятое манго. Что-то просто «некрасивое», корявое, неправильной формы, типа яблоки с подбитым бочком, переспелые груши, помидоры, свекла, которая начала вянуть. Разбирают все.
Фасованные фрукты-овощи - отдельная тема. Испортилась одна ягодка из упаковки или один мандарин из запечатанной сетки - списывают полностью упаковку. Мы с ноября регулярно забираем это, сами едим и раздаем другим.
Свекровь забирает товар из другого магазина, точнее, ей знакомая кассирша носит понемногу. Там поинтереснее: мясо, колбаса, сыр, молочное, конфеты, иногда попадаются тортики. В каждом магазине продукты выбрасываются регулярно в довольно больших количествах.
В период эпидемии люди не брезгуют и «просрочкой». Магазины, торгующие этим товаром, работают подпольно, их можно найти в интернете. Продают товар нелегально сами работники магазинов. Там можно купить йогурты по 5 рублей или котлеты по 30 рублей».
Еще одна девушка, которая занимается помощью голодающим, поделилась своими наблюдениями: «У меня много друзей, которые готовы помогать людям. Я ко всем обратилась. В итоге мы помогли матери с ребёнком, отцу-одиночке с двумя детьми – я ему отдала все продукты из своего холодильника, у него совсем тяжелая ситуация была.
Затем, нашла голодную студентку – ей помогли деньгами знакомые, проживающие за границей. Оказали поддержку женщине с младенцем – она сидела без еды, памперсы не на что было купить, потому что ее счета арестовали за долг ЖКХ. Голодающих людей с каждым днем становится все больше. Но и тех, кто готов помочь тоже. В основном руку помощи протягивают те, кто когда-то тоже пережил голод».
Читайте материал "Умершую от коронавируса санитарку записали в уборщицы: выплата не положена"