Федеральная служба по надзору за санитарно-эпидемиологическому благополучие населения подошла к составлению рекомендаций основательно. Отдельно для каждого вида бизнеса (магазины, автосервисы, химчистки, ателье, салоны красоты, рестораны, бани и сауны) были выпущены свои правила. Но в каждом из документов есть общие требования, которые повторяются.
Так, например, абсолютно на всех предприятиях необходимо проводить генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму перед открытием. Сотрудники должны ежедневно проходить контроль температуры и состояния здоровья. При входе в помещения необходимо обустроить места обработки рук кожными антисептиками. Запрещено нахождение посторонних людей, не пользующихся услугой в данный момент и не работающих в этом месте. Ограничение контактов с посетителями, их дистанцирование между собой и организация меток при входе на случай внезапной очереди. Кроме того, сотрудники больше не могут пить или есть на своих рабочих местах и обязаны носить средства индивидуальной защиты.
Но, естественно, в каждой сфере есть отдельные нюансы. Так, например, в банях и саунах вводится запрет на использование купелей и бассейнов, а на одного посетителя должно быть не менее 1,5 квадратного метра площади. На станциях техобслуживания автомобилей нахождение одновременно не более одной машины. А если есть специальные боксы – то по машине в каждом из них.
Что касается салонов красоты, то по словам экспертов, тяжелее всего будет тем салонам, которые не располагают отдельными помещениями, так как есть требование: между клиентами должно быть не менее 1,5 метра. Значит, все ногтевые студии в ТЦ останутся не у дел.
- Еще мы прогнозируем, что будет очень трудно доставать все защитные материалы, - говорит сотрудница салона красоты Анна Шевчук. - К персоналу салонов очень большие требования: на них должны быть и маски, и перчатки, и шапочки, и обувь, и комбинезон, то есть полная амуниция. Работать в таком скафандре невероятно тяжело. Особенно это затронет парикмахеров, которые обычно стригут голыми руками, чтобы чувствовать волосы. Кроме того, одна смена мастера длится порядка 12 часов, провести такое время в защите – это мука. Это излишняя осторожность на мой взгляд.
По словам Анны, на этих комбинезонах будет оседать ногтевая пыль, ею все будут дышать. Раньше просто менялся фартук после каждого клиента. А вот требования по дезинфекции инструментов вполне выполнимы, так как фактически они не отличаются от тех, что в салонах выполняются и так.
- Отдельная история с тем, что придется немного больше закладывать времени на каждого клиента, чтобы между ними был зазор минут в 20, - продолжает Анна. - Еще для гостей минус – запрет на чай и кофе. Мы понимаем, что дамы ходят к нам расслабиться, но по техники безопасности я «за» отмену этой услуги. Поболтать со своим мастером также будет нельзя. Но, если честно, особо разговорчивых клиентов у нас не много, это уже пережиток. Сейчас настолько все погружены в свои дела, настолько много работают, что в салоне уже не до болтовни. Да и как разговаривать с мастером, когда перед тобой не симпатичная девушка с пилочкой, а человек в костюме космонавта?
Неудобства, связанные с ношением спецзащиты, особенно сильно коснутся ателье. Модельер Татьяна Русскова, которая ведет свой бизнес уже 32 года, рассказывает, что это требование для швей – настоящий кошмар.
- Мы уже со своими швеями думали, возможно ли вообще это осуществить, - говорит Русскова. - Я черчу и рисую, поэтому мне можно карандаш держать удобно, но, например, работа за компьютером в перчатках будет не простой. Мои же работники сейчас решают, как поступить. Мы пробуем нитриловые перчатки, в них чувствительность практически как в хирургических. Они не создают трения и материал можно прощупать. Полиэтиленовые точно не подходят, в них невозможно будет сделать аккуратную прострочку, все выскальзывает из рук.
Кстати, часть этапов пошивочного цикла может уйти в онлайн. Например, первичные стадии проекта, когда клиент выбирает ткань и цвет, смотрит эскизы. Но примерки по конференции невозможны.
- В рекомендациях есть пункт о дистанцировании клиента и персонала, - продолжает Татьяна. - Это выполнить тоже сложно, потому что сам себя покупатель не обмерит. Делается это всего за пару минут без контакта с человеком. Думаю, не страшно, если все будут в средствах защиты. Пока все примерки у нас прекращены, шьем только массовые заказы. Кстати, к пункту про обработку итоговой продукции мы относимся спокойно. Все шубы по технологии для придания шелковистости ворса и так обрабатываются 100% спиртом, текстиль – пропаривается, а кожа – гладится горячим утюгом. Это создает прекрасную дезинфекцию.
В ресторанном бизнесе также по разному отнеслись к рекомендациям Роспотреба.
- Пандемия для ресторанного бизнеса была похожа на работу над ошибками, - горот шеф-повар столичного ресторана Вячеслав Лепехов. - Многие рестораторы пересмотрели отношение к бизнесу и своим помещениям. Я отношусь позитивно к использованию одноразового инвентаря из пластика на кухне. Есть заведения, которые практикуют использование тех же самых банок из-под майонеза для последующего хранения салатов или других заготовок. Это ужасно. Что же касается пластиковых приборов для посетителей либо дезинфекции многоразовой посуды – тут мне не очень понятно, зачем нужна эта рекомендация. Во всех уважающих себя заведениях есть большие посудомоечные машины, которые и так используют по нескольку видов очищающих средств. Добавить туда дезинфицирующую жидкость не составит проблем. Поэтому вряд ли вы сможете увидеть пластиковую вилку в хорошем ресторане, а фаст-фуд и так всегда был с одноразовой посудой.
По мнению Вячеслава, большой вопрос к ношению перчаток. Официантам будет не удобно, но это еще можно потерпеть. Но на кухне же – это просто нереально. Если у тебя множество заказов, то проще между продуктами помыть руки (что и так делается), чтобы не переносить бактерии с одного продукта на другой. А вот в перчатках так уже не сделать.
- Интересный пункт про рассадку посетителей за столики, находящиеся в метре друг от друга, и всего по 1-2 человека, - комментирует Вячеслав. - Как это можно осуществить? Как объяснить компании, что посадить их вместе нельзя. А если это семья из четырех человек, как с ними быть? Пока тут вопросов гораздо больше, чем ответов. Кроме того, думаю, что после окончания режима самоизоляции мы увидим большой спад посетителей. И некоторый подъем цен на еду из-за увеличения цен на продукты. Многие рестораны, скорее всего, будут пересматривать свое меню, но пока сказать точно об этом нельзя.