В обыденной, докоронавирусной жизни набор единых госэкзаменов, которые нужно сдать, формируется следующим образом. Для получения аттестата об окончании школы сдаются два обязательных экзамена — русский и базовая математика. Для поступления в вуз Минобрнауки решает, сколько и каких вступительных ЕГЭ необходимы по каждому из направлений вузовской подготовки, а вузы при желании добавляют к этому перечню дополнительные экзамены.
В соответствии с этими правилами перечень вступительных испытаний-2020 определил приказ Минобрнауки от 30 августа 2019 года, на этом основании еще осенью вузы огласили список экзаменов, результаты которых должны представить абитуриенты. А те в свою очередь налегли на эти предметы в школах и на допзанятиях. Но тут разразилась пандемия.
Первой мерой защиты выпускников от невиданной прежде заразы стало перенесение сроков сдачи ЕГЭ в неведомое будущее вплоть до начала осени. Затем явилась идея проредить участников экзаменов, и от итоговой аттестации освободили девятиклассников и одиннадцатиклассников, решивших не поступать в вузы в этом году. Это решение было принято окончательно и бесповоротно, так что хотя бы в этом вопросе наступила ясность. Однако продержалась эта ясность недолго.
Накануне ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий огласил предложение по новой возможной мере — сократить число профильных ЕГЭ для поступающих в вузы с нынешних четырех-пяти до двух. Однако механизм реализации этой идеи – кто и на каком основании будет решать, какие ЕГЭ оставить, а какие отменить в каждом конкретном вузе — отсутствует.
В Минпросвещения, например, напоминают: определение перечня ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов — прерогатива Минобрнауки. А Минпросвет со своей стороны лишь не возражает, чтобы в условиях пандемии дети являлись в пункты проведения экзаменов не четырежды, а лишь дважды.
При этом, какое бы решение о количестве ЕГЭ ни принял Минобр, Минпросвет не станет ограничивать выпускников в выборе количества экзаменов для сдачи. Короче, картина такая: мяч на стороне Минобрнауки, а пока там определяются, все остается как есть.
Что касается вузов, то, как сказал министр просвещения Сергей Кравцов, они, если дойдет до сокращения числа ЕГЭ, «самостоятельно определяют количество экзаменов на ту или иную специальность». И университеты, как заверили «МК» на истфаке МГУ, справятся с этой задачей: «Это вполне решаемо. К примеру, на историческом факультете стоило бы оставить историю и русский язык, а на соцфаке — обществознание и математику. Главное, чтобы эти решения принимали Ученые советы факультетов – тогда выбор будет правильным.
Правда, еще важнее как можно скорее принять хоть какое-то решение. Это позволит с меньшими потерями выйти из нынешней, поистине беспрецедентной ситуации».
Увы, на деле все не так просто. Потому что в Минобрнауки «МК» заявили, что вопрос о сокращении количества предметов единого государственного экзамена до двух это ведомство «не рассматривало. Для Минобрнауки России и вузов принципиально важно принять в этом году абитуриентов по результатам ЕГЭ».
По словам чиновников, выходит, что предложение сократить количество ЕГЭ не было поддержано всеми ректорами даже на заседании, где оно прозвучало. Не высказался в его поддержку и глава Минобрнауки, также присутствовавший при обсуждении. Так что никаких официальных решений на этот счет нет. Да и вообще ЕГЭ — это прерогатива Рособрнадзора с Минпросветом. Так что пресловутый мяч — там.
На самом деле, думается, «мяч» завис не в Минпросвете и не в Минобре, а в правительстве. И будет «висеть» там дальше, вплоть до принятия Госдумой правительственного законопроекта об антикоронавирусных мерах в части образования. Тогда все и разъяснится. А до тех пор будем дружно блуждать во тьме.
- Неразбериха и чехарда со сроками сдачи ЕГЭ и с их количеством страшная! - подытожил глава Общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин. - Из-за этого родители и дети, которые будут поступать в вузы этим летом, оказались в сложнейшем психологическом состоянии.