Анастасия Коптеева, руководитель Забайкальского правозащитного центра. представляет интересы Михаила Баранова с 2018 года.
- Об этом человеке мы узнали от его сокамерников, - рассказывает Анастасия. – Он родом из Забайкальского края. В 2016 году его осудили за убийство односельчанина по части 1 статьи 105. Баранов из ружья выстрелил в мужчину, который на протяжении длительного времени его морально унижал. После убийства Михаил вернулся домой, попытался покончить с собой, но выжил. Сейчас даже сокамерникам страшно на него смотреть, поэтому он носит маску.
Вот, как сам осужденный описал свою жизнь без лица.
«У меня нет левого глаза, носа, ряда челюстей верхней и нижней, трети языка, подбородка. Дышу через рот, поэтому у меня затрудненное дыхание. Через рот дышать трудно, так как челюстей нет, и рот не размыкается. Дышу через небольшую щель во рту, которую врачи сделали мне искусственно.
До приговора я начал делать себе реконструктивные операции. Мне вставили пластину в область носа и пришили лоскут кожи для дальнейшего моделирования. Больше сделать ничего не успел, так как меня осудили.
В местах лишения свободы врачи дают таблетки, чтобы снять болевой синдром, так как меня мучают головные боли, а также боли оставшихся зубов. Тюремный стоматолог не смог удалить зубы, так как у меня не открывается рот.
Уцелевший правый глаз видит плохо, постоянно болит. Местный окулист обещала подобрать очки, но так и не подобрала.
Я испытываю проблемы с питанием. Еду, которую дают в колонии, есть не могу, так как мне нечем жевать. При приеме пищи у меня стягивает щеки и рот немеет. Из-за таких трудностей я питаюсь только бульонами.
В колонии мне отказываются давать перетертый стол и дают пищу обычную. Я просил, чтобы мне передали блендер, но администрация колонии запретила.
Периодически у меня бывают приступы удушья».
В прошлом году юристы Забайкальского правозащитного центра добились этапирования Михаила в Москву для проведения ему пластической операции в Центрального научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Первый этап процедуры был запланирован в марте.
Почти месяц Баранов добирался из Читы в Москву. А когда подошло время ложиться в клинику, в столице уже вовсю бушевал коронавирус. Операцию пришлось перенести на неопределённый срок. А Михаила Баранова решили этапировать обратно в исправительную колонию №7 в поселок Оловянная Забайкальского края.
- Такое решение было принято не случайно, Баранов находится в зоне риска. В случае чего, на него не наденут даже кислородную маску, потому как не на что. Я уж молчу об аппарате ИВЛ. У него ведь дыхательные пути нарушены, рта нет, - добавляет правозащитница. - Сейчас он пока находится в СИЗО-12 в Зеленограде. Сообщил, что у него поднялась температура. Пьет парацетамол.
По его словам, вместе с ними находятся сокамерники, у которых тоже поднялась высокая температура. Пока больше никаких новостей от него не поступало. Я направила письмо в ФСИН с просьбой предоставить информацию о состоянии его здоровья и с просьбой не этапировать его далеко. Обратной дороги он может не выдержать. Ответа пока нет.
Срок отбывания наказания Михаила Баранова - с 18.08.2016 по 17.08.2025 года.