Почему юные медики "отказываются от коронавируса"

Часть будущих врачей не хочет проходить практику в COVID-больницах

Ради борьбы с коронавирусом возводятся новые стационары, увеличивается число коек, врачей требуется все больше и больше. То, что на борьбу с коронавирусом привлекут студентов-медиков, было вопросом времени. С самого начала они понимали, что идти придется, война есть война.

Согласно приказу Минздрава и Минобрнауки, работа студентов в коронавирусных больницах – дело добровольное. На деле же все не совсем так, и в среде российского студенчества зреет бунт.

Неужели наши будущие медики не готовы принять клятву Гиппократа? В непростой ситуации с отправкой ребят на коронавирусный фронт разбирался «МК».

Часть будущих врачей не хочет проходить практику в COVID-больницах

Напомним, приказ Минздрава и Минобразования РФ обязывает медицинские вузы направить студентов старших курсов ряда специальностей на борьбу с COVID–19. Подчеркивается, что для этого нужно письменное согласие студента, с которыми заключат трудовой договор.

Студенты, проходящие практику в коронавирусных стационарах столицы, смогут рассчитывать на 70 тыс. рублей в месяц, студенты на должности младшей медсестры – 115 тыс. рублей, на должности медсестры – 175 тыс. рублей.

Пресс-служба Минобрнауки подтвердила «МК», что «студенты допускаются в больницы с COVID-19 только при их осмысленном и письменном согласии».

Почему же тогда будущие медики стали объединяться в протестные сообщества и запускать петиции против насильственной мобилизации?

Студенты жалуются в соцсетях, что на «отказников» начались гонения – вплоть до угроз отчисления. Студент-медик из Астрахани приводит скриншот переписки с заведующей учебной частью вуза: «А если студент не согласен работать в клинике с ковидными зараженными»? «Можно сразу писать заявление на отчисление», последовал ответ.

С одной стороны, много и таких, кто не отказывается. Они говорят, что рады помогать людям в такой трудной ситуации, что в этом и заключается предназначение врача. Говорят, что «сейчас реальная возможность проверить себя, понять, ту ли профессию ты выбрал».

Но у протестующих свои аргументы. Вот что говорит студентка четвертого курса лечебного факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Вероника, которая входит в инициативную группу (при условии не называть ее фамилию):

– Лично моя будущая специализация как раз соответствует нынешней ситуации – я буду инфекционистом-эпидемиологом. И я как раз пойду работать с COVID-больными. Но в нашей группе состоит 1400 студентов из разных медвузов, и я хочу поддержать своих друзей.

Несмотря на пункт в приказе Минздрава, что для работы с ковидом обязательно требуется добровольное согласие. 29 апреля мы послушали онлайн нашего проректора, и оказалось, что многое идет вразрез с указом.

Эта практика теперь стоит в расписании. Если есть какие-то веские причины, можно попасть на работу не в красную, а в безопасную белую зону. Нас стали убеждать, что белая зона – это не опаснее, чем сходить в магазин, только я не понимаю, как они вообще сравнивают поход в ближайший магазин и практику 7 дней в неделю по многу часов? Ребятам из группы риска обещают, что их посадят работать в «белых зонах», за компьютером, отвечать на телефонные звонки. Но это же и дистанционно можно делать!

– И много студентов против такой практики?

– Очень многие как раз не против. Но мы хотим обезопасить ребят из группы риска. Мы выступаем за то, чтобы практика была полностью добровольной, потому что ковид – опасная инфекция. И для работы в таких условиях уж точно нужно спрашивать согласие человека...

У нас часть студентов отправилась в такие отделения еще в марте, когда был первый добровольный набор. Мы их очень уважаем. Вообще на такую работу пошли бы 90% студентов, но это при нормальных условиях, гарантиях защиты, и особенно, если будет гарантировано отдельное жилье. Потому что они боятся заразить своих родителей, братьев и сестер, пожилых бабушек и дедушек. Такое жилье для студентов можно было бы организовать, например, в гостиницах.

Студент 4 курса медицинского факультета РУДН Григорий, мечтающий стать хирургом, рассказывает:

– Сначала все было мирно, в деканате сказали, что все будет добровольно, практика по своей специальности – позже, в мирное время. Но через пару дней практика стала обязательной.

– А вы не хотите на такую практику? Как же клятва Гиппократа?

– В клятве Гиппократа есть пункт: «Врач не должен подвергать себя опасности», а также, что он не должен быть голоден, и вообще думать о каких-то своих личных проблемах, чтобы не отвлекаться от лечения пациентов.

Почему про эти пункты все забывают? Вообще, одно из первых правил в медицине – безопасность себя и пациента. Важно заметить, что почти все хотят идти, у всех есть желание что-то полезное сделать. Только не каждый будет полезен сейчас в этих госпиталях. Поверьте, мало студентов, даже на 6-м курсе, кто сможет правильно поставить катетер, а если взять стоматологов? Они далеки от инфекционной практики. Большинство студентов будут мешаться под ногами, большую часть хотят отправить работать как младший медперсонал.

Получается, нас берут работать санитарами, тогда как у многих в практике – помощник врача. Но помощники врача не нужны сейчас, нужны рабочие руки, чтобы переворачивать пациентов на ИВЛ, мыть мочесборники, выносить мусор, катать каталки и все остальное, что делают санитары. Эту работу может выполнять каждый. 

А вот что рассказывает студентка 4 курса лечебного факультета КубГМУ из Краснодара Алина:

– Нам объявили, что практика у нас с 12 мая. Но нам дают выбор. Мы можем работать с ковид-больными (и, возможно, нас обеспечат всеми СИЗ), можем без ковид. Но если мы заразимся коронавирусом в зеленой зоне, то, как нам сказали, «это уже не проблема вуза». Мы потом будем отрабатывать практику, так как нам её не зачтут. Можно отработать во время учёбы, 36 недель по субботам.

– Что будете делать, если заставят?

– Если будут грозить проблемами с учебой, то придется идти. У нас много студентов, кто отказывается от такой практики. Думаю, что половина точно.

***

В обществе тоже раздрай во мнениях по поводу отправки «неоперившихся медиков» на коронавирусный фронт. Часть граждан считает, что врачи должны идти туда, куда их отправляет Родина, как было во все времена. «А вы вообще с какими целями поступали в медицинский? Сейчас мир в стадии войны, а вы на этой войне солдаты!», – считают они.

Прокомментировать ситуацию мы попросили руководство медвуза, и вот что нам ответила проректор по учебной работе Сеченовского университета Татьяна Литвинова:

– Более тысячи ординаторов, аспирантов и студентов Сеченовского университета участвуют в борьбе с коронавирусом. Практическая подготовка является неотъемлемой частью образовательной программы, и она распространяется на всех студентов 4-6 курсов, так как входит в учебный план.

Студент имеет право выбора проходить практическую подготовку либо в условиях работы с пациентами с коронавирусом, и тогда он дает информированное согласие на работу и заключает трудовой договор с больницей, что является полноценным трудоустройством. Если студент не желает этого делать, то он проходит подготовку в иных лечебных учреждениях. Студентов никто не принуждает…

Всем студентам будут предоставлены средства индивидуальной защиты. В Москве их зарплата превысит 100 тысяч рублей. Кроме того, их обеспечат бесплатным питанием. Безопасность обеспечивается на том же уровне, как и безопасность любого медицинского работника.

Работа с пациентами с коронавирусом сложная и напряженная, поэтому данный вид деятельности будет учитываться при приеме в ординатуру. Те студенты, у которых есть противопоказания по участию в мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией, будут направлены на работу в качестве статистов и аналитиков.  

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру