Педагог не имеет права поддаваться алармистским настроениям. Твердо убежден в том, что пандемия сойдет на нет, а уж с техническими вопросами, связанными с завершением учебного года и порядком проведения экзаменов, мы как-нибудь справимся.
В данный момент меня мучает совсем другой вопрос, который я и считаю по-настоящему главным. Кто главный герой нашего времени, кого, как говорили встарь, следует считать столпом общества? Обдумывать его следует наедине с самим собой. Для чего — нет худа без добра! — сейчас сложились идеальные условия места и времени. Длительный период находясь под «домашним арестом», человек получает возможность многое переосмыслить, отделить главное от второстепенного, поставить жизнь с головы на ноги, обретя под ними твердую почву. Оказывается, вынужденное заточение может пойти на пользу; не зря ведь поколения русских интеллигентов позапрошлого века считали тюрьму лучшим университетом.
В самом деле, из актуальной повестки дня напрочь исчезли темы, которые ежедневно пережевывались средствами массовой информации в истекшее пятилетие. Людей перестали волновать происки «америкосов» и враждебного Запада, украинские политики, поправшие великую идею славянского единства. И многое другое, включая ратные подвиги героических предков, поборовших половцев, печенегов, хазар, поляков и далее по списку.
Вдруг оказалось, что подвиги могут быть не только древними и ратными. А на авансцену выдвинулись совершенно иные герои. Еще вчера властителями дум массового потребителя информации были поп-звезды, футболисты, ведущие телешоу, мелькающие ежедневно на экране. Увы, они, как и мы, простые смертные, оказались беззащитными перед коронавирусом.
И тогда на линию огня вышли врачи, на которых возлагаются сегодня все надежды. Вышли, как ополченцы сорок первого года. Те — с одной винтовкой на троих, в своем цивильном облачении. Эти — с одним ИВЛ на тысячи человек, при нехватке масок и перчаток. Вышли на врага с голыми руками, не щадя живота своего. Врачи, медсестры — те самые бюджетники, чьи сигналы о нищенском уровне жизни еще вчера воспринимались власть предержащими как досадный информационный шум. Их одиночные пикеты в провинции местные чинодралы рассматривали как провокацию, организованную «пятой колонной». Это они-то антипатриоты? Медики, требовавшие обновить парк машин «скорой помощи», дабы успеть добраться к роженице в отдаленную деревню?
За такое отношение к людям, которых иначе как солью земли не назовешь, сегодня приходится дорого платить. В этом, увы, за последние дни смог убедиться каждый из нас. Я лично только что потерял нескольких духовно близких мне людей. Без преувеличения можно сказать, что каждый из них делал честь отечественной культуре, оставив в ней живой след. Среди них Саша Радов, чью серию фильмов «Больше, чем любовь» на канале «Культура» о мужественном, самоотверженном чувстве людей, сохранивших его вопреки безжалостным ударам судьбы, до сих пор я считаю непревзойденным шедевром.
Да разве дело только в масштабе личности безвременно ушедших от нас друзей и близких? Уверен, что такую же пронзительную боль испытывают люди, потерявшие во время пандемии мужа, сына, брата. Трагедия в том, что в сложившихся условиях мы даже не можем принять участие в печальном ритуале, провожая близких в последний путь.
Врачи и педагоги — близкие родственники в профессиональном смысле, двоюродные братья и сестры. Врачи спасают тело, настоящие педагоги призваны спасать душу.
Ни в коем случае не сравнивая степень ответственности и риска медиков в создавшихся условиях с трудом учителей в период вынужденной изоляции, хочу замолвить слово за своих коллег. Им тоже достается.
Педагоги сутками слепнут у экранов дисплеев, подготавливая электронные уроки, презентации, ведя онлайн-занятия со своими питомцами. Иначе нельзя, образование детей нельзя прекращать ни на день. Не говоря уже о том, что вынужденная изоляция в разы повышает степень невротизации в семьях, что неизбежно приводит к росту домашнего насилия и подростковых суицидов. Очевидно, что детей надо занимать делом ежедневно и ежечасно. Не все пока получается. Но учителя стараются.
А ведь большинство из них женщины и матери, у которых есть собственные дети.
Характерный звонок получил позавчера. Звонил муж молодой учительницы, предъявляя претензии директору.
— Вы разрушаете семью.
— ?
— Супруга сутками проводит у компа. У меня нет доступа к жене ни днем, ни ночью!
Увы, управляя школой на «удаленке», я не могу предоставить ему код доступа к жене. Скорее я его невольно блокирую.
Между тем она молодчина. Можно даже смело сказать — герой труда. Ведет уроки сразу с шестью классами. А еще вынуждена увеличить свою нагрузку, заменив коллегу, которая лежит под капельницей в больнице.
И все же — о том вопросе, который я считаю главным. Момент истины наступил. Сегодня всем очевидно, кто на свете самый главный, кого надо всячески поддерживать (в том числе и материально), возвеличивать. Это сегодня. Но надолго ли сохранится это понимание и отношение? Или после завершения войны с пандемией грянут торжественные победные шоу, где главную скрипку вновь станут играть поп- звезды и их импресарио... Или иные финансовые и политические продюсеры.
Все это уже было в августе девяносто первого года, сразу после провала путча. Помнится, проницательный Б.Окуджава тогда скептически заметил: «Все бросились праздновать, вряд ли это приведет к чему-то хорошему». Как в воду глядел. Тогда, казалось, навсегда завершилась пандемия советскости, длившаяся семьдесят с лишним лет. Но вирус мутировал и интенсивно развивался в питательной среде ностальгии по утерянному советскому раю.
Отчего так? На глазах истончалась солидарность, рожденная тем неповторимым ощущением общности людей, ставящих во главу угла честь и достоинство личности. Есть русская поговорка: деньги чёрта плясать заставят. Они и вынудили многих пуститься в половецкие пляски. На глазах стремительно происходила монетизация совести. Вчерашние витии на баррикадах в мгновенье ока взлетали к политическим и финансовым вершинам. «Уходят, уходят, уходят друзья, Одни в никуда, а другие в князья» (А.Галич).
Вознесшиеся на Олимп князья должны были всячески скрывать свое плебейское происхождение. Но этого показалось мало. Великое время надежд и торжества духа свободы нарекли «лихими девяностыми». Их так окрестили именно те, кто тогда лихо воспользовался внезапно открывшимися возможностями. Лихости девяностых противопоставили стабильность брежневских десятилетий. И круг замкнулся.
Обеспечив себе тем самым свободу рук, новоиспеченные князья принялись за модернизацию всего и вся, включая здравоохранение. Но действовали они по-большевистски: «лес рубят — щепки летят». Последствия мы расхлебываем сегодня, на пике пандемии, когда в схватку с коронавирусом вступили те самые мобилизованные в трудную годину «щепки».
Зачем потребовался этот исторический экскурс в недавнее прошлое? Для сравнительного анализа с целью получения ответа на все тот же главный вопрос: надолго ли? При всей схожести двух ситуаций мы имеем дело с разными вирусами. В первом случае — с идеологическим, во втором — с биологическим. Заразительность первого не столь фатальна. Люди со временем избавляются от иллюзий и изживают идеологические мифы. Заразность второго — смертельна и очевидна даже тем, кто не склонен выходить на глубокие обобщения. Отсюда вывод, основанный на сдержанном оптимизме. Люди, оказавшиеся под дамокловым мечом, неизбежно прозреют и извлекут уроки из поразившего планету бедствия.