Однако известный немецкий вирусолог, профессор Кирстен Дростен, который руководит отделением вирусологии берлинской университетской клиники Charite, заявил, что надежды могут оказаться призрачными: есть вероятность, что тестирование будет выявлять всех, кто переносил любые коронавирусные инфекции, не связанные с COVID-19. Чтобы результаты были точными, требуются дополнительные контрольные тесты.
Сегодня профессора Кирстена Дростена, который руководит отделением вирусологии берлинской университетской клиники Charite, считают одним из самых популярных в Германии экспертов по коронавирусу. Группа ученых под его руководством занимается разработкой различных тест-систем. В одной из своих последних лекций профессор Дростен выразил серьезные сомнения по поводу эффективности тестирования на антитела к COVID-19 – по его данным, тестирование может выявлять всех, кто болел другими коронавирусными инфекциями.
Небольшой ликбез: после перенесенной вирусной инфекции в крови сначала появляются ранние антитела IgM, а через какое-то время – поздние антитела к вирусу IgG. Антитела класса IgM сохраняются от шести недель до двух месяцев (в редких случаях - до полугода), в зависимости от инфекции.
Антитела класса IgG остаются надолго, а при многих инфекционных заболеваниях всю жизнь, и их наличие к какому-то возбудителю в крови указывает на то, что человек встречался с ним. Например, при коронавирусах SARS и MERS известно, что они сохраняются в течение трех-пяти лет.
"У тех, кто болел одним из четырех обычных коронавирусов, есть не только антитела IgG, но и IGM, которые связывают родственные вирусы. Такие антитела сохраняются у человека 6-8 недель после болезни. Это может привести к ложноположительному тесту на антитела к новому коронавирусу.
Мы сделали уже 2000 тестов, и на данный момент, по моему опыту, количество ложноположительных составляет 3-4%. В холодное время года и сезон гриппа процент ложноположительных тестов будет выше. Ложные реакции могут быть вызваны антителами класса IgM или высоким титром антител класса IgG к одному из распространенных простудных коронавирусов", - заявил профессор Дростен.
В Германии, например, было проведено исследование по тестированию на антитела в общине Гангельт, где заболеваемость одна из самых высоких в стране.
Однако после получения положительных результатов там проводили дополнительное исследование - под названием "тест нейтрализации". "Вирус вместе с сывороткой пациента помещают в клеточную культуру и смотрят, продолжает ли он инфицировать клетки. Если у пациента есть антитела против вируса, то они помешают вирусу атаковать клетки. Сегодня наличие антител может быть диагностически доказано лишь в случае, если к тесту на антитела проводят дополнительный тест нейтрализации, который дает положительный результат", - отмечает немецкий вирусолог.
Эксперт лабораторной диагностики, к которому обратился "МК", на условиях анонимности подтвердил, что немецкий профессор абсолютно прав. "Если говорить о конкретной тест-системе, то очень важны ее аналитические характеристики. Например, одна из них – чувствительность.
Если она высокая, это означает, что тест определяет минимальное количество искомого вещества, чтобы дать положительный ответ. Это характеристика крайне важна для тестирования на наличие вируса в крови у инфицированных в данный момент людей, то есть, для ПЦР-диагностики, которую сейчас проводят людям с симптомами коронавируса.
Увы, изначально разработанные у нас тесты обладают невысокой чувствительностью: ученые разрабатывали их, не имея живой культуры вируса, а имея только ее ДНК. Потом нашу систему повезли в Китай, на подтверждение эффективности, китайцы сказали – все ок. Другого варианта проверить ее чувствительность не было.
Но для тестов на антитела большее значение имеет не чувствительность, а специфичность, то есть, способность выявления именно того агента, который мы ищем. Опасения немецкого вирусолога по поводу возможной низкой специфичности тех или иных тест-систем вполне обоснованы.
Существуют четыре коронавируса, которые являются сезонными и которыми мы постоянно инфицируемся в сезон ОРВИ и гриппа. По разным данным, около 20% ОРВИ связаны с коронавирусами, и они совершенно безвредны. Наличие таких коронавирусов и наличие нового коронавируса - это и проблема, и задача для разработчиков тест-систем.
Да, все эти вирусы могут давать перекрестные реакции. Поэтому системы должны быть настолько специфичными, что будут давать ответ только на антитела к ковид. Это сделать очень трудно, но в принципе реально. Проблема специфичности присутствует во многих других инфекциях, но она решается".
Открытым остается и вопрос – означает ли присутствие антител гарантию иммунитета к коронавирусу в будущем. "Являются ли эти антитела защитными, то есть, формируют ли иммунитет, еще не факт, - продолжает эксперт. – Но многое говорит в пользу того, что скорее формируют, чем нет.
Важно еще понимать, какое количество или титр антител является гарантией, что человек больше не заболеет. Ответ на этот вопрос ученые получат уже в ближайшем будущем.
10 апреля в России зарегистрирована своя тест-система на антитела. За ее аналитические характеристики отвечают разработчики, но раз она прошла регистрацию, вероятно, все хорошо. Ибо если тесты будут определять антитела ко всем коронавирусам одновременно, смысла в них и вправду нет".
Тем временем, профессор Дростен развенчал и миф о случаях якобы повторного инфицирования COVID-19, основанный на том, что у выздоровевших пациентов находят наличие вируса.
"Действительно, иногда у выписавшегося из больницы пациента с подтверждённым негативным тестом через несколько дней повторный тест показывает наличие вируса. Свидетельствует ли это о повторном заражении? Нет.
К сожалению, пока недостаточно исследовано поведение вируса в различных выделениях человеческого организма – мазке из гортани, анализе мокроты из лёгких, стуле. Представьте себе бассейн с золотыми рыбками. Вы с завязанными глазами зачерпываете ведром воду из бассейна. Если в бассейне много рыбок, то, скорее всего, они окажутся и в вашем ведре. Но если их мало, то вполне возможно в ведре будет только вода.
То же самое с вирусом. Чем меньше вирусов в организме человека, тем больше шансов, что мы их не обнаружим с помощью теста. Именно так можно объяснить этот феномен. Речь не идёт о повторном инфицировании", - пояснил немецкий вирусолог.