Три недели назад, когда в России все только начиналось, «МК» взял интервью у Александра Евсина — детали читайте в материале "Анализ коронавируса показал, что "мир обманули".
Александр Евсин 17 лет прослужил в военной разведке, по образованию — инженер-математик. Профессионально трудится в сфере обработки информации, является специалистом по оценке степени угроз различного вида, в том числе и масштабных эпидемий.
Первое интервью с ним всего за несколько дней прочитали свыше миллиона человек. Опубликованные в нашей газете прогнозы в основном сбылись.
Так чего ожидать дальше?
Информация крайне противоречива. Одни говорят, что скорые полны заражённых коронавирусом людей, которые по много часов с высоченной температурой и кашлем томятся, пока их примут в больницах. Другие - что у народа начался психоз и «112» теперь вызывают по любому поводу. Третьи доказывают, что пустые неотложки просто ждут дезинфекцию.
- Александр, по вашему мнению, что означают эти жуткие вереницы скорых? Вы должны знать точно, так как регулировка движения в Москве входит в сферу вашей профессиональной деятельности...
- У меня без конца спрашивают, начался ли уже апокалипсис? Столько скорых в очередях стояло... Стояли – это бесспорно. Лично проверял пару очередей.
- Так откуда они вдруг взялись, эти очереди?
Чтобы понять, что происходит, рекомендую изучить два снимка, они есть в интернете. Оба сделаны из ГКБ№3 на ул. Стартовой. Первый снимок в субботу - наблюдается огромная очередь скорых. Второй снимок сделан в воскресенье - очереди нет от слова «совсем».
Что это означает? Что за один день все выздоровели? Или что накануне была допущена некая ошибка в логистике и протоколах реагирования, которая в настоящий момент исправлена?
То же самое со ГКБ№ 119 в Химках, где в субботу машины по 9 часов стояли, все окрестности было забито ими. Сегодня вообще никаких проблем. Может быть, кто-то решил разом госпитализировать всех «контактных», которые вообще-то на здоровье и не жаловались особо?... Или спешно перебрасывали пациентов из одной больницы в другую?... Или поток из десяти больниц свели в одну? То, что произошло, называется нерациональным использованием ресурсов, фактически намеренной DDOS-атака на систему здравоохранения. Сейчас с этим вопросом разбираются соответствующие инстанции.
Сегодня очередей скорых нет. Однако, волна паники не просто набирает обороты, любой, кто высказывает здравые и спокойные мысли, тут же подвергается натиску кликуш. Причём эти «всепропальцы» ещё и возомнили себя единственными носителями морали и гуманизма, они агрессивно наезжают на всех, кто в этой ситуации пытается сохранить рассудок.
- Вы не считаете, что волну паники следует пресекать административно?
Если власти не примут меры относительно распространения панических слухов и сами не перестанут давать поводов для них, то нас ждёт печальное будущее. Сравнивая текущие события, как некоторые любят это делать, с военным временем, есть мнение, что за такие штучки на фронте можно было и под трибунал загреметь. Потому что подобное поведение формирует сильнейший панический запрос и массовый психоз. А все вместе действительно может вызвать увеличение смертности. Те же сердечники не дождутся спасения, из-за того, что скорая без конца перевозит «контактных» COVID-19.
- Так выросло или нет на самом деле количество заболевших и умерших от COVID-19?
- Статистика не указывает на что-то чрезвычайно опасное. Вот немного объективных данных. В среднем в месяц в Москве умирает 10 тысяч человек. За последний месяц от коронавируса скончалось меньше 70. Это составляет 0.7% от уровня «нормальной» смертности, наблюдающейся все последнее годы. И всего 0.00058 от численности всего населения Москвы. Почти все умершие (быть может даже и все) отягощены серьезными хроническими заболеваниями. Это беспрецедентный случай в истории, чтобы при таком уровне опасности были введены столь жесткие и широкие меры реагирования.
- А что показывает математическая модель роста заболеваемости, которую мы начали обсуждать в предыдущим интервью? Она уже создана?
- Для иллюстрации своего хода мысли, а также для возможности любому проверить свои собственные соображения, мы с друзьями-специалистами решили разработать доступную всем математическую модель распространения любого абстрактного вирусного заболевания. Конкретика настраивается параметрами и может работать для моделирования различных вирусных эпидемий: от гриппа до Эболы, COVID-19 как частный случай.
Мы сделали расширенную модель из семейства SIR, тип математических моделей для прогнозирования развития вирусной эпидемии, учитывающую большое количество данных, а также ввод и отмену карантина.
Математическая модель - это не волшебник, который чудесным образом предсказывает все на свете. Это инструмент для расчета одних параметров на основании других. В данном случае, опираясь на показатели контактности, длительности инкубационного периода, процента госпитализации, смертности и т.д. модель может продемонстрировать распределение по времени важных в эпидемиологическом отношении категорий граждан: восприимчивых к инфекции, инфицированных, госпитализируемых, умерших, невосприимичивых и т.д.
Для получения практически значимых результатов, необходимо уточнить некоторые основные показатели. Например, вам необходимо заранее знать % смертности и % госпитализации, чтобы оценить как будут распределены по времени занятость койко-мест и сколько в итоге может погибнуть людей.
- Но ведь в ситуации с COVID-19, многие сведения достоверно не известны?
- Да, и если вы введёте параметры, которые распространяют паникеры, то получите ужасающую, но не верную картину развития эпидемии. Например, ВОЗ утверждает следующее: заразность у коронавируса выше чем у гриппа, 15% госпитализации, 5% летальных случаев.
Ну, ок - введите эти числа для Москвы с ее 12 миллионами и получится чудовищная картина, уже на 10-й день в столице должно погибнуть 5 тысяч человек, жесточайший карантин с нереальной нулевой контактностью, вводимый после выхода на «экспоненту», все равно не способен остановить мор и даже с самой строгой изоляцией страна потеряет 350 тысяч граждан. Каждый день умирает от 6 до 9 тысяч человек. Без введения карантина число погибших - свыше 600 тысяч. Есть от чего запаниковать!
Но это цифры из фильмов ужасов, в реальности подобного, я уверен, не будет. Дело в том, что сейчас процент тяжело инфицированных чудовищно завышен тем, что не менее 75% случаев заболеваний проходят вообще без обращения к врачу, они просто не учитываются, также реальную смертность невозможно оценить объективно из-за различия методик подсчета причин (чтобы было понятно, смерть «от» коронавируса не то же самое, что смерть «с» коронавирусом), количество госпитализации тоже величина сомнительная, потому что многие сегодня вызывают скорую в состоянии, в котором ранее бы ее не вызывали.
Все параметры, вдобавок ко всему, сильно зависят от мировоззрения и взглядов самого исследователя на предмет исследований. К сожалению, так...
Я прекрасно осознаю недостаточность того, что сделано мною в расчётах. Безусловно, дополнительные сведения, выдаваемые беспристрастно и без желания обосновать ту или иную «политическую целесообразность» очень сильно бы помогли. Поэтому ни в коем случае нельзя априорно верить никаким ни экспонентам, ни сигмоидам, ни параболам без понимания тех параметров, которые введены в модель.
- Так кому тогда верить? Как понять истинные масштабы происходящего?
- Для этого используют эвристические методы. Звучит наукообразно, но фактически это методы подбора. Попробуйте изменить параметры модели эпидемии, сравнивая с уже имеющейся открытой статистикой.
Учтите, что это тоже очень непросто. Буквально все параметры волатильны и даже удовлетворительный результат не гарантия точного решения. Но общие закономерности все же будут прослеживаться. Вам предстоит подумать и определить со скольких примерно заражений начнётся эпидемия, степень контактности, % смертности, % госпитализации и т.д.
Плюс не забыть, что статистика во всех странах искажена не только различными методиками поиска инфицированных и диагностики умерших, но и введением подобия карантинов различной степени строгости.
Сейчас я работаю над более формально-научным способом вычисления правильных параметров на основании имеющихся весьма разношерстных данных и различных методик сбора со всего мира.
Честно говоря, не особо понятно на каком этапе развития эпидемии находимся в данный момент мы, тем не менее учитывая это все, похоже, что общий процент смертности останется в районе 0.03-0.05%, а процент необходимой госпитализации в районе 0.3-0.5% .
При этом охват инфицированием (не путать с фактическим заболеванием и тем более с тяжелой формой COVID-19), вероятнее всего, значительно выше, чем указывается в статистике - в пределах 600 тысяч человек.
При таких данных общее количество умерших для Москвы будет около 3400 чел. на протяжении около 3 месяцев. То есть умрет примерно 1100 человек в месяц. Но таков самый пессимистический сценарий - без всякого карантина и практически военной мобилизации системы здравоохранения.
И этот пессимистический сценарий не подразумевает увеличения смертности более, чем на 10% по сравнению с «нормальным» уровнем, даже в предположении, что это полностью добавленная дополнительная смертность. При этом, я полагаю, жертвами коронавируса является не отдельное множество, а в целом подмножество тех, кто и так имеет наиболее высокие шансы умереть из-за плохого состояния здоровья...
- Вы приводите в пример Белоруссию, где карантин до сих пор не объявлен и все живы?
- Я считаю, что ВОЗ некорректно ведет себя в отношении Белоруссии, фактически откровенно провоцирует беспорядки в этой стране. "При подобном поведении властей Беларуси, отсутствии карантинных мер, жители обречены" - заявил эксперт комиссии ВОЗ после визита в Беларусь.
CNN выходит с заголовками "In Belarus, Covid-19 is a modern-day Chernobyl", а Евроновости констатируют: "Лукашенко убивает белорусскую нацию". Это все, конечно, полное враньё. Чтобы убедиться, достаточно провести доказательство от обратного, т.е. проверить на нашей математической модели, что было бы в Белоруссии через месяц бездействия при параметрах эпидемии, которыми ВОЗ запугивает мир.
Так вот, при таком раскладе в Белоруссии уже на 30-й день было бы 240 тысяч скончавшихся от COVID-19 и более полумиллиона тяжело больных. В день почти по 10 тысяч умирающих.
Говорят, Лукашенко скрывает истинное положение вещей, извините, такие потери в маленькой Белоруссии скрыть было бы невозможно. Месяц с начала активной фазы истерики и паники уже прошли. А в Белоруссии все в порядке. Буквально - небо и земля. В модели - сущий ад, в реальности все нормально.
Следовательно, параметры ВОЗ - неверные! Следовательно, ВОЗ, мягко говоря, заблуждается или зачем-то намеренно искажает правду. Полагаю, столь агрессивная позиция ВОЗ по отношению к Белоруссии обусловлена тем, что Белоруссия невольно стала контрольным множеством, которая отрицает необходимость тотального карантина и продолжает нормальную жизнь, при этом никакой катастрофы у них не происходит. Благополучие Белоруссии в таком случае становится ярким доказательством ошибочности панической стратегии ВОЗ.
Текущие действия ВОЗ входят в противоречия с принципами Международных медико-санитарных правил, в которых наряду с медицинскими и противоэпидемическими мерами существует учет баланса с экономическими и социальными вопросами. В итоге предлагаемое лекарство (всеобщая тотальная изоляция, отчуждение) становится опаснее, чем заболевание, с которым оно должно бороться.
Если проводить медицинские аналогии, действия ВОЗ похожи на гипертрофированный иммунный ответ – цитокиновый шторм, который в ответ на кажущуюся угрозу может по-настоящему уничтожить организм.
- Многие наши регионы тоже стали потихоньку снижать уровень карантинных ограничений, открываются магазины, парикмахерские, кафе... Понятное дело, людям нужно на что-то жить, а бунт голодных и безработных ничем не лучше эпидемии. Вы по-прежнему считаете, что всеобщий и строгий карантин с пропускной системой Москве не нужен?
- Если переусердствовать со степенью самоизоляции, может быть только хуже. Потому что в итоге не произойдёт естественной иммунизации населения. Например, если контактность снизить с 3 человек до 0.5, очевидно, что жесткий карантин, объявленный в момент роста первой волны, приведёт к ее резкому затуханию. Но иммунизацию при этом приобретут лишь ~ 15% населения.
Карантин объявлен на 30 суток. И что потом? Достаточно лишь одного носителя спустя месяц, чтобы через 20 суток после окончания карантина получить второй пик заболеваний.
Например, без карантина умирает 3500 человек, с 30- дневным карантином 3200 человек, не учитывая нарастающую смертность от развала экономики и психозов. В реальности такой режим убийственен для бизнеса и несомненно вызовет дополнительные большие проблемы.
Тотальный карантин не может быть вечным, ввиду его разрушительного действия. Наиболее эффективно, я считаю, пик заболеваемости снижает разумный индивидуальной самоизоляции, выполнение рекомендации медиков по предупреждению ОРВИ, личная гигиена, правильный образ жизни… чрезмерно жесткий вариант просто перенесёт этот всплеск на более позднюю дату.
- Так что же нам всем остаётся?
- Пока очевидна некая ментальная предустановка почти у всех должностных лиц. Раз президент РФ объявил самоизоляцию, то это непререкаемое решение, а, следовательно, нельзя говорить ничего, что против тотального контроля. К такому выводу приходят некоторые и всю свою риторику и действия выстраивают на дальнейшее усиление мер отчуждения и изоляции.
Однако, я напомню, что Президент России указал на необходимость адекватной оценки угрозы и оптимального сценария реагирования с учетом социально-экономических и политических последствий. Которые могут быть значительно тяжелее, чем медицинские последствия. Следовательно, не допустим подход, когда все дуют в одну дуду, лишь бы (как им кажется) понравиться начальнику.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Тем не менее, наблюдая действия весьма ответственных лиц, создаётся впечатление, что многие сами толком-то ничего не знают и просто повторяют наиболее поддерживаемые испуганным обществом тезисы и выдержки из указов руководителей государства, которые сформированы этим же паническим запросом общества... В итоге происходит усугубление ситуации.
Сегодня как никогда требуется спокойствие, предельно рациональный и объективный анализ происходящего.
Читайте также: Девяносто шесть медиков закрылись в больнице Стерлитамака: "Спим на полу"