— Мы спокойно, мирно в течение 20 лет служим в нашем городе Брянске. Сразу хочу сказать, что никто из наших прихожан за границу в последние полгода не выезжал. Я был в паломнической поездке в Израиле, но это было около 7 месяцев назад.
И мы не заражали полгорода, как сейчас везде говорят. Мой друг, прихожанин нашей церкви, 13 марта встретил в аэропорту свою маму и брата, которые прилетели в Москву из Испании. Их обоих по прилете в «Шереметьево» проверили и отпустили, не выдав при этом никаких предписаний. Друг со спокойным сердцем привез своих родных домой, в Брянск.
— Вас не насторожило, что пожилую женщину и ее 43-летнего сына, вернувшихся из Испании, где уже бушевал коронавирус, не изолировали?
— Друг сказал, что у них все хорошо. Их не отправили в обсерватор. 15 марта, в воскресенье, он пришел в церковь на богослужение. В понедельник — выходной день — я пригласил его к себе домой, мы отправились попариться в бане. И разошлись. А потом внутри церкви пошла вот эта цепочка заражений коронавирусом. Заразились наши прихожане. Другие люди, которые подхватили новую заразу и болеют сейчас в городе, — это не наш круг.
Как только стало известно о первых случаях заражения коронавирусом, мы сразу самоизолировались, вызвали на дом врача, нас проверили, взяли тесты. Коронавирус был подтвержден у 20 человек, все они попали в больницы, еще 15 остались под наблюдением дома, ожидая результатов тестов. Остальные находятся на карантине дома. Но ситуация меняется, точных данных у меня нет.
— Патриарх Кирилл на проповеди в храме Христа Спасителя призвал воздержаться от посещения храмов, пребывать в своих домах и квартирах в уединении. При этом привел в пример подвижнический подвиг святой преподобной Марии Египетской, которая спасла и тело, и душу, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей. А вам поступали какие-то предписания?
— На тот момент, 15 марта, у нас не было никакого предписания, не было жесткого запрета проводить богослужения. Я консультировался по этому вопросу с нашими кураторами.
Как выяснилось, я тогда уже был носителем. И, как бы это ни парадоксально звучало, но нам повезло, что на службу в тот день собралось 100 человек, а не 50, как часто бывает. Если бы на богослужении было меньшее количество людей, я бы всех поприветствовал, мужчин бы обнял, женщинам бы пожал руку. А тут просто не успел… Поймите, священник очень уязвим, потому что он доступный.
— В каком вы сейчас состоянии, как себя чувствуете?
— Хорошо. У меня не было никаких симптомов. Я был на самоизоляции, меня проверили, температура не повышалась. Но так как я был в контакте с зараженным, меня поместили в изолятор. Я сейчас нахожусь в инфекционной больнице. Здесь у меня взяли мазок — был подтвержден коронавирус. Сейчас дают таблетки для поддержания иммунитета. У кого идет воспалительный процесс — дают антибиотики. Врачи молодцы, они свое дело знают.
— Как остальные прихожане себя чувствуют?
— Тот, кто еще до заражения коронавирусом был простужен, переносит болезнь в более тяжелой форме. У них держится высокая температура. Есть те, кто попал в реанимацию. Сейчас многие из наших прихожан попали в инфекционную больницу. Даже те, кто не был на том богослужении, а оставался дома.
— Говорят, что вам сейчас поступают угрозы?
— Мы все пострадали. Кого-то из наших прихожан уволили с работы, просто принудили написать заявление по собственному желанию. Кому-то к дверям квартир крепят с помощью скотча листы бумаги с надписью «умри, мразь». В соцсетях в комментариях призывают сжечь нашу церковь. Мне в личку пишут всякие гадости и непристойности. Информация преподносится предвзято, все перевернули с ног на голову, на нас льется поток грязи. Кто-то говорит об умышленном заражении. Но эта пожилая женщина, приехавшая из Испании, даже не была нашей прихожанкой. Она вообще была против, чтобы ее сын ходил в нашу церковь.
Ощущение такое, что у народа взбаламутили дух Каина, который, как известно, убил своего брата Авеля. Но мы же цивилизованные люди — мы должны понимать, что это же не команда «фас»! Нас не за что ненавидеть. Я бы призвал всех в этот тяжелый период к состраданию. Не надо терять человеческое достоинство. Мы же люди…
— Против 73-летней матери вашего друга и ее сына, которые вернулись из Испании, возбуждено уголовное дело по статье 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Следствие считает, что они были предупреждены о соблюдении карантина, но не сообщили представителю Роспотребнадзора о том, что проживают с другими родственниками в одной квартире.
— Да, говорят, что обоим грозит крупный штраф или даже лишение свободы, если будут смертельные случаи. Они вернулись в Брянск 14 марта. И только 16-го вступило в силу постановление, по которому всех вернувшихся из-за границы обязали соблюдать 14-дневный режим самоизоляции. В этот же день им вручили официальное предупреждение о том, что они должны были оставаться дома и не контактировать с другими.
Люди обвиняют сейчас и моего друга. Он сейчас тоже в больнице. Я призываю дождаться проверки, результатов проведенного расследования. А пока не сыпать голословными обвинениями.