— Рукокрылые обитают на всех континентах, за исключением приполярных областей, где очень холодно, и отдаленных океанических островов, куда им просто не долететь, — рассказывает биолог Юлия Глушкова, специалист по летучим мышам, — они заняли самые разные экологические ниши. В основном они кормятся в воздухе, и способность к полету определила весь их облик. Но есть летучие мыши, которые прекрасно ходят по земле и даже могут копаться в лесной подстилке. Есть такие, которые научились подхватывать свою добычу с поверхности воды, или ловят ее на стволах деревьев, на листьях или на скалах.
— Они путешествуют по свету?
— Существуют оседлые и мигрирующие, то есть перелетные виды. Оседлые не улетают далеко от мест летнего пребывания, зимуют в пещерах или старых штольнях, а в теплых регионах России, где температура редко опускается ниже нуля, могут перезимовать и в дуплистых деревьях. Мигрирующие виды, когда наступает холодное время года, отправляются на юг, преодолевая иногда более тысячи километров. Живущие летом в центральной России перелетные летучие мыши проводят зиму на Кавказе, на Балканах, возможно, в Крыму. Их перелет, кстати, не означает, что они не впадают в зимнюю спячку — просто они выбирают для сна более комфортные условия.
— По сути, они южане?
— Можно сказать и так. Перелетные виды у нас выращивают потомство. Поэтому в мае-июне прилетают главным образом девочки, в августе они устремляются в обратный путь. А большинство мальчиков так и «загорает» на юге. Им не надо кормить детей, а на себя вполне хватает еды.
— И в Москве тоже есть летучие мыши?
— В мегаполисе они находят уединение в щелях, железобетонных перекрытиях. Иногда в подъездах домов и на своих балконах люди находят летучих мышей, которые впали в спячку. Но численность летучих в «каменных джунглях», конечно, гораздо ниже, чем в природных местах обитания, особенно в летнее время.
— Читала, что у них достаточно мощная иммунная система.
— Так и есть. Из-за того, что многие рукокрылые живут большими группами, им нужно иметь хорошие защитные свойства организма, чтобы болезнь не распространялась на всю колонию.
— Их можно назвать долгожителями?
— Рукокрылые — действительно долгожители среди мелких млекопитающих, для них прожить 10–15 лет — нормальный срок, тогда как мышь или землеройка той же величины редко когда проживает хотя бы год. Иногда их долгожительство объясняется тем, что значительную часть времени они находятся в состоянии оцепенения. Когда зимой еды нет — а летучие мыши питаются в основном насекомыми, — они уходят в сон. Это не совсем тот самый сон, как, например, у бурых медведей или сурков, а совершенно особое состояние. Называется оно оцепенением, или торпором, когда температура тела опускается практически до температуры окружающей среды. При этом замедляются все процессы метаболизма: и сердцебиение, и дыхание. Было несколько раз в секунду — стало несколько раз в минуту. Соответственно, и процесс старения тоже замедляется. Однако, вероятно, долгожительство летучих мышей объясняется не только этим...
— Можно сказать, что они аксакалы по сравнению с другими мелкими млекопитающими?
— Мелкие зверьки живут недолго, и чем они мельче, тем обычно короче их век. В природе они обычно проживают меньше года, двух-трехлетние мыши могут считаться долгожителями, а пятилетние крысы или хомяки, дожившие до такого возраста в домашних условиях, — глубокие старики. А летучие мыши — настоящие долгожители. Они и размножаться начинают только в годовалом, а то и в двухлетнем возрасте. Благодаря кольцеванию в разных местах выявлены долгожители даже среди рукокрылых — зверьки возрастом более 25 лет. А известный рекорд принадлежит самцу сибирской ночницы, зверьку массой всего 8 граммов — 41 год. Эту же мышку ловили три года назад, тогда ей было 38 лет. А вот содержать насекомоядных летучих мышей в неволе очень тяжело: им трудно обеспечить нормальный режим питания, зимнюю спячку, нужный уровень подвижности. Так что обычно в вольерных условиях они живут недолго.
— И все-таки я не очень понимаю, как они выживают в суровом сибирском климате, пусть даже и в пещерах. Там же очень холодно!
— Пещеры тем и хороши, что при достаточной их глубине температура внутри не опускается ниже минусовых значений, среднегодовых для этой местности. Соответственно, на входе может быть минус 15–20°, но с каждым метром вглубь она повышается примерно на 5 градусов. Внутри самой полости температура держится чуть выше нуля при почти 100-процентной влажности. Это наиболее комфортные условия для мышек. Если слишком тепло, они не могут в достаточной степени замедлить метаболизм, и им элементарно не хватит жирового запаса. А если слишком холодно, они просто замерзнут во сне — все-таки они млекопитающие и не могут остужать свое тело до нуля.
— Какие минусовые температуры они способны вынести?
— Если, к примеру, открылся вход в пещеру и намело снегу, летучие мыши могут выдержать холод до минус восьми градусов. Но не слишком долго, иначе в крови начинают образовываться кристаллы, и тогда животное погибнет. Кроме того, они могут сами создавать себе микроусловия в своем убежище. Допустим, мышки, живущие на Кавказе, спрятались в дупло, и вдруг какое-то пришло аномальное похолодание — неделю ртуть термометра держится на отметке минус 10. В такой экстремальной ситуации летучие мыши всей колонией просыпаются в своем дупле, начинают дрожать и своим дыханием согревают воздух. Таким образом, они могут неделю выдержать суровые морозы. Конечно, это энергетически затратное испытание. Какое-то животное может и не дожить до весны, растратив весь запас жира.
— Но пить-то им надо?
— В условиях практически стопроцентной влажности они не теряют влагу из организма, поэтому им не надо просыпаться и куда-то лететь, чтобы восполнить запас и утолить жажду. Известный ученый Константин Панютин проводил исследования и выяснил, что летучие мыши могут «пить» с помощью дыхания. То есть во время дыхания у них в дыхательных путях выпадают микроскопические капельки конденсата, как на запотевшей после морозилки бутылке. При перепаде температур в пещере на теле летучей мыши (в первую очередь — на шерсти) тоже выпадает конденсат — маленькие капельки воды, которые она, проснувшись, может слизнуть. Благодаря постоянному увлажнению легких при дыхании не происходит потери влаги (как у нас), наоборот, некоторый ее избыток всасывается в кровь через стенки альвеол.
— Юлия, вы как гид по джунглям наверняка встречались там с летучими мышами!
— Я с удовольствием их ловила. В основном моя работа была связана с изучением видового разнообразия. Могу сказать, что в джунглях видов летучих мышей на порядок больше, чем у нас. Если в Подмосковье приблизительно 10–13 видов обитает, на Кавказе — порядка 30, то в джунглях Таиланда и Малайзии их около 200! Например, в Таиланде живет самая маленькая летучая мышь — свинонос, которую еще называют летучей мышью-шмелем. Она весит всего около двух граммов. Это одно из самых миниатюрных млекопитающих на земле. Когда я водила туда туристов, брала с собой ловчее оборудование, чтобы можно было показать местные виды, примерно определить их пол, возраст, потрогать крылышки и, конечно, выпустить на волю. Мышки нежные, могут умереть от стресса, если их просто взять в руки. Обращаться нужно трепетно.
— А вас они когда-нибудь кусали?
— Конечно, и кусали, и царапали, но никогда не было никаких последствий. Ранки я просто зеленкой обрабатывала.
— Есть версия, что смертоносный коронавирус пришел к нам именно от летучих мышей, которых китайцы употребляют в пищу.
— Начнем с того, что летучих мышей не едят. Едят крыланов. Рукокрылые подразделяются на летучих мышей и крыланов. Крыланы — отдельный подотряд, они — вегетарианцы, в основном питаются спелыми фруктами и нектаром. Обычно у таких животных вкусное сладкое мясо. В отличие от летучих мышей. Если уж едят в Юго-Восточной Азии рукокрылых, то именно крыланов. Крыланы обитают только в тропиках Старого Света, т.е. в Америке они не водятся, только в Азии, в Африке, в Австралии. Мне кажется более правдоподобной версия, что вирус перебрался на человека через промежуточного хозяина — панголина, да и то маловероятно, ведь панголин питается мелкими насекомыми — муравьями и термитами.
— Какие у крыланов особенности?
— У самых крупных крыланов размах крыльев может быть до 178 сантиметров — в рост человека. У них крупные глаза, неплохое обоняние, чтобы определять спелость фрукта. В некоторых регионах крыланы могут наносить ущерб фруктовым садам. На них охотятся, их отстреливают и употребляют в пищу. Крыланы прячутся в мангровых лесах, куда хищники не могут проникнуть.
■ ■ ■
Окончательные оргвыводы о передаче вируса человеку пока не сделаны, но один факт, похоже, не вызывает сомнений: COVID-19 возник в дикой природе, преодолел видовой барьер и перешел к людям. Возможно, опасный контакт зараженного вирусом животного с человеком произошел в рамках незаконной торговли панголинами, которые включены в Красную книгу, а некоторые виды относятся к категории «вид на грани исчезновения». Их продают на рынках Китая, причем не только для гастрономических утех, но и используют в традиционной китайской медицине.
Мог ли панголин стать промежуточным хозяином для нового коронавируса? Или «виноваты» крыланы?
Задаю этот вопрос Сергею Крускопу, специалисту по летучим мышам, посвятившему их изучению более 25 лет. Он — ведущий научный сотрудник Зоологического музея Московского госуниверситета, автор книги «Летучие мыши. Происхождение, места обитания, тайны образа жизни», координатор Российской рабочей группы по рукокрылым. Среди его открытий восемь новых для науки видов летучих мышей.
— Крыланы — семейство рукокрылых примерно со 140 видами. Очень давно в эволюционном плане они перешли к питанию растительной пищей, сконцентрировались на развитии обоняния и зрения и, по-видимому, утратили эхолокацию, которая, предположительно, была у их предков. В переводе с английского крыланы — «фруктоядные летучие мыши».
— Правдоподобна ли, на ваш взгляд, версия о том, что панголин съел кишащего вирусами крылана и впоследствии оказался на злополучном рынке в Ухане?
— Панголин не может съесть крылана! Органически он не может съесть ничего крупнее муравья, потому что у него маленький ротик, чтобы просунуть узкий, длинный и липкий язык. То есть это физически не могло произойти. Есть семейство вирусов, которое, мутируя, порождает новые штаммы. И что с того, что представители этого семейства есть и на крыланах, и на панголинах? Я в этом не вижу ничего странного. И совершенно необязательно, чтобы кто-то кого-то съел. Просто за последние несколько сотен тысяч лет крыланы, носящие свою версию этого вируса, несколько миллионов раз прошли по одной и той же ветке, что и панголины, и у них было множество шансов передать им свой вирус. Или же наоборот.
— От кого-то из них он мог перекочевать к человеку?
— Да, в Юго-Восточной Азии, в том числе в южном Китае, едят и крыланов, и панголинов. Теоретически такое могло произойти, хотя они не употребляют их в сыром виде. Вокруг нас сотни вирусов. Животные, как и люди, являются носителями множества вирусов, просто многие еще нам не известны. Никто не знает истинного количества. Поскольку вирус прост с точки зрения своей структуры и нуклеотидной последовательности, он очень легко мутирует (по сравнению с клеточными формами жизни). А это означает, что и скорость эволюции вирусов будет больше, чем у организмов, состоящих из клеток. Новые штаммы появляются регулярно. И, увы, некоторые мутации могут позволять вирусам менять своих хозяев — в том числе на нас с вами, а также превращать безобидные вирусы в болезнетворные.
— Много ли существует в мире коронавирусов, похожих на COVID-19?
— Не знаю, сколько их в мире, это лучше спрашивать у профессионального вирусолога. Но даже этот, насколько я знаю, успел за время пандемии видоизмениться и породить некие вариации самого себя. Может быть, есть третий, совершенно посторонний источник? Не исключаю, что похожий вирус мог сидеть на крысе, на слоне, на верблюде, еще на ком-то. На панголинах и крыланах сидят вирусы, которые похожи на COVID-19, очевидно, они произошли из того же источника, но это не означает, что кто-то из троих заразил двоих остальных. Знаете, как в анекдоте. Какова вероятность встретить на улице динозавра? 50 на 50. Можете встретить, а можете не встретить. В Азии, как я уже сказал, едят и панголинов, и крыланов. Более того, если крыланов просто употребляют в пищу, то панголины входят в число тех несчастных животных, которые, согласно поверью, страшно улучшают здоровье, продлевают жизнь и повышают потенцию. Честно сказать, не знаю, надо ли их для «оздоровления» есть жареными, вареными или сырыми. Обычно в тропических регионах люди еду все-таки обрабатывают термически, но с «чудодейственными лечебными средствами» может быть другая ситуация. Так же, как, например, со змеиной кровью. Чтобы она «принесла пользу», надо кровь фактически живой змеи вливать в спирт, и никак не иначе. Панголины в Юго-Восточной Азии оказались под угрозой уничтожения. Это — объективная реальность.
— Интересно, а для них самих коронавирусы не опасны?
— Честно сказать, не знаю. Интересовались ли этим специалисты-вирусологи — не в курсе. Если вы посмотрите на карту распространения коронавируса у людей, то возникает впечатление, что тропический климат для него не очень благоприятен. Вообще стремление любого паразита, и вируса в том числе, вовсе не убить свою жертву, а жить долго и счастливо. Поэтому, например, считается, что особо опасные штаммы бактерий и вирусов фактически уничтожают сами себя и со временем исчезают, а остаются их менее смертоносные сородичи. Любой паразит, по большому счету, стремится прийти со своей жертвой в максимальную гармонию. В тропиках Старого Света, откуда этот коронавирус, возможно, произошел, все благополучно. В Африке единичные и в основном привозные случаи. Это повод для размышлений о том, какая климатическая среда для коронавируса наиболее подходящая. Но это лишь моя фантазия, как не специалиста в вирусологии — не стоит воспринимать ее слишком серьезно.
— А крыланы могут проявить агрессию по отношению к человеку, укусить, к примеру, и таким образом заразить?
— Агрессию они проявляют, если их хватают руками. Защищают свою жизнь и имеют на это право. Крыланы редко живут в городах, а в домах азиатские виды крыланов, кажется, не селятся вовсе. У них своя среда обитания. Так что в обычной обстановке у них крайне мало точек соприкосновения с человеком.
— В Москве они живут?
— Нет, разве что у кого-то в клеточке. Это сугубо тропическая группа. Вообще, из 21-го семейства и 1400 видов вне тропиков живут представители всего четырех семейств. Если сложить Евразию и Америку, то наберется 80–90 видов, чуть больше 5 процентов. Крыланы, в отличие от наших летучих мышей, не умеют менять температуру тела, не способны впадать в спячку и питаются фруктами. Где у нас зимой взять фрукты?