Узник коронавируса: почему активист Котов до сих пор находится в тюрьме

Рассмотрение дела было перенесено из-за карантина

Эпидемия коронавируса затягивает пересмотр дела мирного активиста Константина Котова, осужденного на 4 года колонии. Конституционный суд два месяца назад признал этот приговор неконституционным, но Котов до сих пор ждет решения своей судьбы за решеткой: сейчас он в Капотне, в СИЗО-7.

Рассмотрение дела было перенесено из-за карантина

Константина Котова осудили в сентябре 2019 года по статье 212.1 Уголовного кодекса, которая позволяет посадить на срок до 5 лет любого, кто более трех раз за полгода был административно наказан за малейшее нарушение правил проведения массовых мероприятий. Во время первых трех задержаний, как следует из материалов уголовного дела, Котов стоял или шел во время мирных несанкционированных акций, держа плакаты и выкрикивая лозунги. В четвертый раз во время прошлогодних массовых протестов в Москве его задержали на выходе из метро со свернутым в трубочку плакатом.

27 января 2020 года Конституционный суд повелел приговор этот пересмотреть: судьи не изучили все обстоятельства дела, а в колонию отправлен человек, чьи действия на публичном мероприятии не несли никакой реальной угрозы общественному порядку, говорилось в определении КС. 2 марта 2020 года Второй кассационный суд решение о вступлении приговора в силу отменил, и отправил дело снова в Мосгорсуд. Одновременно определив мера пресечения Котову: следственный изолятор. Так как дело снова находится в апелляционной инстанции, держать человека в местах лишения свободы больше было нельзя. Но в Москву Котова этапировали лишь в начале апреля: так долго шла до колонии во Владимирской области официальная бумага о решении кассационной инстанции со всеми положенными печатями и подписями. В связи с ограничениями, вызванными режимом повышенной готовности в столице, всех вновь поступивших принимает лишь один московский изолятор - карантинный, в Капотне, где Котов и оказался. Свидания и встречи там невозможны опять же по причине карантина, но переписка налажена хорошо, что в данной ситуации очень важно, рассказала «МК» один из адвокатов активиста Мария Эйсмонт.

Что же дальше?

18 марта Президиум Верховного суда и Президиум Совета судей фактически объявили до 10 апреля ограничения на работу судов, предписав рассматривать только дела «безотлагательного характера» (в том числе дела об избрании, продлении, отмене или изменении мер пресечения), при наличии технической возможности при рассмотрении дел использовать видеоконференцсвязь и ограничить доступ в суды лиц, не являющихся участниками разбирательств. Заседание по делу Котова, назначенное Мосгорсудом сначала на 26 марта, в связи с этим перенесли на 14 апреля. Мосгорсуд после продления указом президента режима нерабочих дней 6 апреля уже разослал районным судам столицы письмо, которое фактически продлевает срок действия введенных ВС ограничений до 30 апреля.

«Это правильно, что процессы переносятся», - считает адвокат: по её словам, по делу Котова - 20 свидетелей, среди них есть те, кому больше 60 лет, то есть из группы риска, есть те, кто сидит на обязательном карантине и не может выйти из дома, есть те, кто в других странах застрял. К тому же дело «резонансное», на заседания приходит по 150-200 человек.

Но вот вопрос о мере пресечения и замене её на более мягкую откладывать нельзя, убеждены адвокаты. В условиях эпидемии следственный изолятор, как любое место скученного пребывания большого количества людей, потенциально опасен, не говоря уж о том, что оснований держать под стражей Котова как будто нет: москвич, женат, трудоустроен, ранее не судим, обвиняется в ненасильственном преступлении средней тяжести. К тому же рассмотрение вопросов о мере пресечения отнесено к делам, которые ВС вроде бы рекомендовал судам рассматривать, невзирая на карантин…

Но в письме из Мосгорсуда от 26 марта, полученном адвокатами (есть в распоряжении «МК») говорится, что в данном случае «вопрос об изменении меры пресечения не подлежит безотлагательному рассмотрению» и будет решен одновременно с рассмотрением дела по существу. В документе есть ссылка на позицию Конституционного суда, который ранее разъяснял: если приговор уже вынесен, но не вступил в силу, как в нашем случае, никакого безотлагательного рассмотрения вопроса о мере пресечения быть не может.

Значит, если рассмотрение дела по существу из-за эпидемии опять перенесут, Котов будет ждать его в СИЗО, а в конце апреля Мосгорсуду при любом раскладе все равно придется отдельно разбирать вопрос о мере пресечения: решение кассационного суда о следственном изоляторе истекает 2 мая. 

В том же положении, что и Котов - в изоляторах, в ожидании непонятно когда из-за эпидемии имеющего шанс состояться апелляционного суда - находятся сейчас и многие другие россияне, обвиняемые в нетяжких преступлениях.

Читайте также: "Юристы призвали разгрузить СИЗО в связи с эпидемией коронавируса"

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28236 от 8 апреля 2020

Заголовок в газете: Вирус оказался сильнее Конституционного суда

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру