Светлана Симанович - родом из Владивостока, вышла замуж за американца из Нью-Джерси. У женщины и гражданство России, и гражданство США. Света отправилась в круиз с детьми двух и пяти лет по маршруту – Флорида-Италия с остановками на Карибах, Тенерифе, Испании, Франции, Хорватии.
Светлана поднялась на лайнер Costa Luminosa 5 марта. Ее маршрут Форт Лодердейл- Венеция должен был закончиться 25 марта.
Лето Света планировала провести у родственников в родном Владивостоке. Муж остался в Нью-Джерси.
- Знать бы, где споткнёшься, соломки бы подстелили, - начала разговор Светлана. – Наше путешествие превратилось в сплошной карантин. Восемь дней мы сидели в каютах, теперь на 16 дней заперты в отеле Рима. Куда бы нас ни отправили потом, снова посадят на карантин. Такими темпами до Владивостока мы не скоро доберемся.
Хотя была возможность избежать неприятностей. Ведь мы сели на лайнер 5 марта, тогда как круиз начался 24 февраля. 29 февраля с корабля уже госпитализировали первого пассажира на Кайманских островах с коронавирусом. Но от нас эту новость утаили.
«Информацию о заразившихся от нас скрывали»
За круиз мы заплатили 858 евро на троих. Это бюджетный вариант. Такие туры часто продают дешево. Кто знает, ловит цены и покупает недорогие путевки.
5 марта лайнер с пассажирами забрал нас из Флориды. К тому времени, началась эпидемия в Италии. 4 марта страна закрыла школы. Компания «Costa Cruises» разослала американцам письма, что для них круиз закончится во Франции, в Марселе. До конечной точки – Венеции – плыть им запретили, иначе по возвращении в Америку им придется отсидеть карантин на военной базе. Мне такое письмо не приходило.
Эту информацию знали только американцы, севшие на борт в начале круиза. Остальных пассажиров ни о чем не предупреждали.
На борту собралось много европейцев. Одних итальянцев насчитывалось порядка 400 человек.
При посадке всем измерили температуру. Экипаж заверил, что на борту находиться безопасно, больных не выявлено.
8 марта – наша первая остановка в Пуэрто-Рико, город Сан-Хуан.
В этот день с нашего лайнера госпитализировали пожилую пару из Италии с симптомами гриппа. У них взяли анализы на COVID-19. Пассажирам прислали бумагу в каюты, что результаты анализов будут известны через несколько часов. Но даже спустя три дня нам ничего не сказали. Вероятно, не хотели сеять панику на корабле.
Все продолжали гулять и веселиться.
По-хорошему, компания должна была в тот же день остановить круиз и вернуть деньги. Или хотя бы предложить такую опцию.
9 марта – вторая остановка в Антигуа. Нам запретили выходить на берег. В тот же день в каюты доставили письмо, что с борта сняли семейную пару и увезли в госпиталь. У них взяли анализ на коронавирус, результаты будут готовы через два часа. И ремарка: «Не волнуйтесь, все отлично».
Лайнер начал пересекать Атлантический океан. Семь дней мы находились в открытом море. Обратно пути у нас уже не было.
Никто не волновался. Пассажиры продолжали развлекаться. Рестораны работали, бассейны не закрывали, увеселительные мероприятия не прекращались.
На палубах появилось много офицеров экипажа. Они следили за пассажирами и что-то отмечали в своих блокнотах. Как будто выявляли скрытых больных. Еще нас оповестили, если у кого-то появятся симптомы простуды, медицинскую помощь окажут бесплатно. Обычно прием на корабле стоит 100-150 долларов.
Я стала замечать, что на борту все больше народу подкашливало. Списала на то, что мы шли из тропиков в Европу, погода ухудшилась, люди могли простыть. Экипаж не уставал повторять: «Коронавируса на лайнере нет, все здоровы».
Мы оказались отрезаны от внешнего мира. В открытом море возникли проблемы с доступом в интернет. Да и связь была дорогая, не все оказались готовы платить за медленный интернет. Минута стоила 25 центов, один сайт грузился 3-4 минуты.
О том, что у госпитализированной с лайнера пары подтвердился коронавирус, весь корабль узнал позже из New York Times. Информация быстро разлетелась по лайнеру. Тогда как сотрудники корабля по громкой связи продолжали твердить: «Вируса на борту нет, результаты госпитализированных неизвестны».
Тем не менее, туристы стали волноваться. Штурмовали ресепшен, задавали вопросы: как же так, ведь информацию официально опубликовали? Экипаж стоял на своем: «Это неправда, наша корпорация свяжется с изданием, в ближайшие дни опубликуют опровержение». Вероятно, сотрудники лайнера испугались паники на корабле, мы ведь находились в открытом море, мало ли что могло случиться».
«Эвакуировать пассажиров с грязного лайнера никто не захотел»
13 марта нам объявили, что все остановки по маршруту отменены – это шесть европейских портов. Компенсация за каждый пропущенный порт – 50 евро на взрослого человека. Costa Cruises обещает всех отправить до конечного пункта.
В тот же день отменили все развлечения и шоу. Закрыли детский клуб. Но ресторан, буфет, казино, магазины и бары продолжали работать.
14 марта первый больной пассажир с лайнера, которого госпитализировали на Кайманских островах, умер. В тот же день нас официально оповестили о положительных результатах на коронавирус пары из Италии, которую отправили в больницу 8 марта. Чуть позже мы узнали, что больных на борту насчитывается порядка 40 человек.
Но экипаж по-прежнему твердил: «Все прекрасно, ни персонал, ни гости не болеют». Туристы уже не отставали от сотрудников лайнера, на ресепшене толпился народ, чтобы прояснить ситуацию. На все наши вопросы, члены экипажа пожимали плечами.
15 марта – остановка в Тенерифе для дозаправки. На берег никого не выпустили. С корабля на «скорой» увезли троих человек в тяжелом состоянии. Вирус у всех подтвердился.
Запрета передвигаться по палубам при этом не ввели. Рестораны и бары работали. Только попросили соблюдать дистанция.
Пассажиров с температурой на лайнере становилось все больше. На берег высаживали только тех, кто находился в тяжелом состоянии, кому требовалась срочная помощь. Тех, кто просто кашлял с небольшой температурой, оставляли на борту.
Перед ужином по громкой связи наконец-то объявили о введении карантина на лайнере. С этого дня всем запретили покидать каюты. Проинформировали: «На борту коронавирус, несколько человек заболели».
Вы думаете, все разошлись по каютам? Нет. Народ сразу ломанулся в бар запасаться алкоголем. Бармены в тот день работали на износ.
Гостей из внутренних кают переселили в каюты с балконом. Мы получили большую просторную каюту с джакузи и большим балконом. На лайнере везде стояли антисептики, но маски и перчатки не раздавали.
Еду приносили три раза в день – блюда передавали из рук в руки. Персонал надел белые защитные костюмы.
17 марта пассажиры осознали серьезность ситуации. Люди стали держать дистанцию, шарахались друг от друга. Но продолжали бродить по коридорам, по палубам, кто-то попытался устроить бунт.
19 марта – Марсель, Франция. Все пассажиры, кроме итальянцев должны были закончить круиз здесь. Но Франция не соглашалась никого принимать, даже своих граждан не хотели брать. К тому времени, 50 гостей и 24 члена экипажа были обозначены как «больные неопределенной болезнью».
Переговоры велись долго. В итоге французы согласились выпустить с лайнера граждан других государств с условием, если их страны сами организуют чартеры на родину и своих пассажиров доставят автобусами к трапу самолета без дополнительных проверок в аэропорту.
Сначала забрали американцев и канадцев. По прилету в Атланту, США, никого из них не тестировали, всех отпустили по домам обычными коммерческими рейсами. У многих с этого рейса выявили положительные результаты на вирус.
Всего в Марселе на берег сошли 680 человек. Помимо граждан США и Канады, отпустили французов, немцев и австрийцев.
В Марселе протестировали 70 человек с симптомами. У 36 вирус подтвердился. У некоторых результаты еще не пришли.
Я осталась на корабле, чтобы улететь с русской группой в Россию. Мне надо было добраться во Владивостока. Мы поплыли дальше до Италии.
21 марта – Савона, Италия. Первыми выпустили итальянцев. Многих увезли на скорой. Двое умерли в больнице.
Отдельно на берег спустили скандинавов. Граждан Финляндии, Норвегии и Швеции отправили одним чартером.
На лайнере зависли россияне, австралийцы, англичане, граждане Южной Африки и несколько человек из Аргентины, Чили и Мексики.
Власти Италии долго решали, что с нами делать. Четкой информации не поступало. Туристы связывались с русским консульством в Италии, чтобы понять дальнейшие перспективы. Никакой четкой информации добиться не смогли, а потом им и вовсе перестали отвечать. Вылететь регулярным рейсом в свою страну Италия нам не разрешила, хотя на тот момент еще не отменили рейс Рим-Москва. Но нам четко сказали – полетите только чартером или на военном самолете. Но ради 14 россиян никто не станет отправлять специальный чартер.
К тому моменту в Италии, в порту Рима, находились еще два лайнера с русскими на борту: Costa Victoria – там застряли 85 россиян, и «Costa Diadema». Теоретически можно было нас всех объединить и организовать вылет. По нашим данным, на это не дали разрешение, так как наш лайнер считался слишком «грязным».
«Отель не дезинфицируют, еда холодная»
23 марта по распоряжению итальянского правительства оставшихся пассажиров сняли с лайнера и отправили в отель Рима на двухнедельный карантин до 7 апреля. А отель оказался не готов к приему 180 туристов.
Для меня стало шоком, что еще две недели придется находится в изоляции.
Нас с детьми разместились в двухместном номере. В комнате душно. Окно практически не открывается, нет возможности проветрить комнату. Телевизор не работает, еду приносят холодную. В первые дни в гостинице я ревела все время. Сейчас успокоилась. Как это говорят про стадии? Отрицание, гнев, принятие? Так вот, у меня наступила третья стадия. Я смирилась. Что толку психовать, если ты не можешь повлиять на ситуацию.
Нам в номер приносят макароны из холодильника, холодный рис, мясо с застывшим жиром. Никто не заморачивается разогреть еду. Есть это невозможно. Первые два дня не было горячего питья – ни чая, ни кофе, вообще ничего.
У многих сдавали нервы. Люди открывали двери, орали, просили вызвать полицию. Я только тихо плакала. К нам здесь относятся, как к преступникам. В холле дежурит охрана. Высунешься из комнаты - тебя сразу грубо загоняют обратно. Среди пассажиров лайнера много пожилых. Кому-то потребовался инсулин, но добиться доставки лекарств они не могли. Лишь когда человеку стало совсем плохо, через консула ему привезли лекарства.
Дети мои устали. Старший говорит: «Нас заперли в тюрьме». Целыми днями мы смотрим мультики на планшете, поем песенки. Рюкзак с игрушками я забыла на ресепшене гостиницы в первый день приезда. На следующий день его не нашли. Наверное, выбросили, сочли, что вещи «чумные». Правда, недавно представитель круизной компании, который живет с нами в отеле, сам купил детям новые игрушки.
Первое время уборку проводили два раза в неделю – в понедельник и четверг. В эти дни приносили несколько рулонов туалетной бумаги, выдавали полотенца и простыни. Протирали зеркало, для вида делали влажную уборку в ванной. Но раковина и ванная все равно оставались грязными. Только зеркало чистое.
Пылесосить приходилось самой – в коридоре два раза в неделю выставляли пылесос. Стол, подоконник протирала влажным полотенцем. Чистящие средства для уборки не давали. Дезинфекции не проводили. А потом на днях нас оповестили, что уборку больше проводить и вовсе не будут. Нам выдали перчатки, тряпки и чистящие средства.
В отель приезжала бригада из трех медиков. Взяли анализы у туристов, которые живут на третьем и четвертом этаже. Это были экспресс-тесты, результаты пришли через два часа, у всех отрицательные.
Меня поселили на втором этаже. До нас с тестами не дошли или их не хватило на всех. У нас только измерили уровень кислорода в крови при помощи специальной прищепки, которую закрепили на палец. Низкий уровень показывает косвенный признак болезни. У нас все в порядке. Никаких симптомов не выявили.
Экипаж лайнера раскидали по разным городам Италии - Турин, Пиза, Рим. В Риме поместили 73 члена экипажа из Индонезии, половина из них с положительными тестами – это написали в итальянской прессе. К их гостинице стянули чуть ли не армию, чтобы они не сбежали. У нас перед входом в отель стоит одна полицейская машина.
О том, что мы здесь живем, итальянцы не знают. Нас привезли ночью, чтобы местные не заметили. Напротив нашего отеля находится жилой дом. Я заметила, что на улицу люди выходят только за продуктами. Один раз видела папу с коляской. Мужчина десять минут сидел у подъезда, потом ушел домой. Наверное, боялся, что его оштрафуют за нарушение режима.
Часто ездят «скорые» с мигалками. Итальянцы много времени проводят на балконах – занимаются там спортом, обедают, просто сидят.
С мужем, который остался в Нью-Джерси, я созваниваюсь ежедневно. В Америке не запрещено гулять в парках, но нужно держаться на расстоянии друг от друга. Супруг выходит из дома только в магазин. Перчаток и масок у него нет. Есть только антисептик. Он меня отпускал в путешествие на два месяца. А теперь не известно, когда мы встретимся.
«Вывозите их в тайгу, пусть там сидят»
2 апреля в СМИ анонсировали рейс из Рима в тюменский аэропорт Рощино. Сообщалось, что 120 человек с круизных лайнеров поместят на карантин в санаторий «Градостроитель», где в свое время жили россияне, эвакуированные из китайского Уханя.
- Провести еще две недели на карантине печально. Но когда я прочитала, как комфортно там проводили время те, кого эвакуировали из Китая, успокоилась, - говорит Светлана. – Там людей кормили горячим супом. Я очень хочу суп.
А потом Светлана прочитала комментарии жителей Тюмени под материалом в СМИ. И ее настроение изменилось.
«Под суд их всех отдать, почему наш регион должен страдать из-за них». «Будто у нас своей заразы не хватает». «Вывозите их в тайгу, пусть там сидят», «Пусть дальше сидят в каютах, мы из-за таких из дома не можем выйти». «На кой черт они здесь нужны, пусть кукуют на лайнере, тем более простых работяг там нет». Это еще самые безобидные отзывы.
Информацию об эвакуации в Тюмень вскоре опровергли местные СМИ: «По последним данным, рейс с россиянами из Рима в Тюмень с оперативным штабом по борьбе с COVID-19 не согласован».
Так что поесть горячий суп в «Градостроителе» Светлане вряд ли удастсся.
Перед публикацией этого материала мы еще раз связались со Светланой.
- Теперь все вылеты в Россию отменили, - говорит Светлана. - Когда нас отсюда заберут, не известно. Из отеля, надеюсь, не выгонят. Нам и идти-то некуда. А вот с круизной компанией пассажиры из разных стран намерены судиться. Готовим коллективный иск. Хотя в нынешней ситуации вряд ли у нас что-то получится. Сейчас всем не до судов.
Читайте также: Застрявших на Фиджи российских пенсионеров кинули на огромные деньги