Ожидается, что карантин в Ухане, введенный 23 января, будет полностью снят уже 8 апреля. Введенные в последние дни послабления вселяют в жителей надежды, но пока жизнь горожан все еще далека от обычной.
Так, в одном из уханьских районов торговля ведется через двухметровые пластиковые стены, установленные еще в начале кризиса для обеспечения социального дистанцирования. Покупателям – чтобы через барьеры взглянуть на товары, продаваемые на другой стороне – приходится влезать на стулья и кричать продавцам, чтобы они уточнили цены. Вместо потенциально опасной наличности при такой торговле уханьцы пользуются платежными приложениями на своих мобильных телефонах. «За этими баррикадами нам безопаснее торговать », - говорит продавец свинины.
На барьерах вывешены таблички с надписями, которые оповещают покупателей о том, что продается по другую сторону стены. В основном это овощи, рис, масло и мясо.
В среду, 1 апреля, в Ухане открылись некоторые супермаркеты, привлекшие длинные очереди из покупателей, дисциплинированно стоявших на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Все они носили маски, а кое-кто в качестве защиты использовал и шапочки для душа.
Уханьцы рады, что могут сами выбрать товары на свой вкус, после того, как им приходилось довольствоваться теми продуктами, которые волонтеры доставляли им по домам во время карантина.
Вкусным признаком возрождения Уханя стало появление любимой горожанами лапши на завтрак. Эта еда, которую обычно продавали с тележек или в небольших ресторанчиках, считается такой же «торговой маркой» Уханя, как спагетти для Рима.
Владелице торгующей лапшой лавки Чжоу Гоцюн все еще не разрешено обслуживать клиентов внутри магазина (что является частью правил социального дистанцирования), но постоянный поток покупателей, уносящих упаковки сухой лапши с арахисовым соусом, свидетельствует о сильном желании уханьцев снова насладиться знакомым вкусом после двух с лишним месяцев карантина.
«Я счастлива, пока есть бизнес», - цитирует Чжоу издание Time. Через пять дней после их открытия она и ее муж теперь продают несколько сотен упаковок лапши каждый день.
СМИ публикуют рассказы местных жителей об их опыте житья в карантинных условиях. «Вначале я был очень напуган, – рассказывает 27-летний уханец Дин Фан, – потому что через неделю после введения карантина, когда инфекции в Ухане достигли своего пика, цифры, публикуемые каждый день, очень расстраивали меня. Я не привык быть дома, и очень волновался, потому что все очень нервничали. Вы открывали окно, чтобы выглянуть наружу, а там было совершенно пусто, даже тени не видно. .. Мы живем в одном мире, и нам нужно вместе много работать, чтобы победить эту болезнь. Все должны меньше выходить на улицу, а сидеть дома, читать книги, смотреть телевизор и играть в игры с семьей ».
«Я работал волонтером и недавно присоединился к компании по дезинфекции, чтобы опрыскивать магазины и улицы, – рассказывает агентству Reuters 40-летний дезинфектор Ху. – Эта эпидемия заставила меня почувствовать, что мы, китайцы, действительно сильны. Как человек, который пережил это, я хотел бы сказать всем не паникуйте, вы должны скорректировать свое состояние ума. И убедитесь, что вы принимаете меры предосторожности, такие как мытье рук, проветривание. Плюс регулярные физические упражнения».
«Я уроженец Уханя, – рассказывает 59-летний пенсионер Юань Яньчжун. – С момента закрытия города я не выходил из дома. Поначалу я был в панике. Запасся некоторыми необходимыми товарами до новогоднего праздника Лунного Нового года, а позже в моем районе создали групповой чат, чтобы мы могли покупать продукты, которые привозили оптом. Жизнь была нелегкой, но оставаться дома было безопаснее. Исходя из опыта Уханя, хороший способ справиться с этим - оставаться дома, не выходить на улицу, ограничивать контакты, переносить этот вирус до смерти, оставаясь дома. Это лучшее решение».
Хотя в Ухане за последнее время практически не было зарегистрировано новых случаев коронавируса, проблемы с ним остаются. Это и так называемый «импортированный вирус», завезенный в Китай уже из других стран, а также неизвестное число бессимптомных больных, которые были исключены из официальных данных о количестве заразившихся. Все эти факторы свидетельствуют о том, что опасения по поводу возможного повтора вспышки заболевания все еще есть.
Национальная комиссия по здравоохранению Уханя отстаивала свое решение не подсчитывать бессимптомные случаи, подчеркивая, что лишь небольшая часть людей без ярко выраженных признаков инфекции может впоследствии полноценно переболеть вирусом, при этом подавляющее большинство пациентов вылечится самостоятельно.
Однако, столкнувшись с растущим давлением населения в отношении достоверности информации о реальном числе инфицированных, правительство КНР заявило, что теперь будет включать в свои публичные сообщения и бессимптомных пациентов.
Старший научный сотрудник по вопросам глобального здравоохранения в Совете по международным отношениям Янчжон Хуан, рассказал каналу ABC, что, хотя локальная вспышка, по-видимому, находится под контролем, бессимптомные носители и увеличение числа случаев заболевания и смерти в других странах означают, что риск повторного распространения эпидемии остается высоким.
«Я думаю, властям, возможно, придется продолжать поддерживать многие меры, пока эта пандемия не начнет стихать на глобальном уровне», - сказал он.
Эксперт также добавил, что, даже если власти Уханя 8 апреля снимут карантин, некоторые базовые рекомендации специалистов — носить защитные медицинские маски, предоставление электронного «зеленого кода здоровья», чтобы иметь право покидать свое жилище и город — все еще должны исполняться.
Напомним, «код здоровья» (Health Code) — это специальная опция, которая появилась в китайском мессенджере WeChat в период распространения пандемии. На основе полученных данных (а это и персональные данные, номер удостоверения личности, информация о всех перемещениях), приложение автоматически генерирует персональный QR-код, который может быть трех цветов: зеленый (вы не представляете угрозу и имеете право выходить на улицу и посещать публичные места), желтый (следует провести дополнительную неделю дома на самоизоляции) и красный (вам необходимо оставаться на карантине в течение 14 дней).
Однако существуют признаки того, что некоторые представители местных администраций Китая, отвечающие за борьбу с эпидемией, возможно, намеренно утаивали данные о мини-вспышках вируса, потому что были обеспокоены тем, что это плохо отразится на их результатах борьбы с инфекцией в период карантина.
С самого начала эпидемии в Хубэе и на практикующих врачей, и на других информаторов оказывалось серьезное давление, чтобы те не выдвигали на первый план опасения по поводу новой инфекции. Таким образом власти пытались бороться с паникой среди населения.
Психолог Сяо Цзиньсун, который также является председателем Ассоциации психологов-консультантов провинции Хубэй, отметил в разговоре с ABC, что он и его группа специалистов-консультантов получали более 300 звонков в сутки с просьбой о помощи в период пика вспышки инфекции, однако в настоящее время их количество сократилось примерно до 20 в день.
«Это означает, что доверие людей возобновилось, но для лечения их травм требуется время, - сказал он. — Шесть месяцев после чрезвычайной ситуации часто являются важным периодом для восстановления пострадавшего общества». Сяо добавил, что жители Уханя до сих пор испытывают страх за свою жизнь из-за нынешней ситуации. Даже случайный кашель прохожего может испугать здорового человека и заставить поверить его, что он заразился COVID-19.
Читайте также: Группа российских пенсионеров на Фиджи: "Медстраховки закончились, цены неподъемные"